Лекарствам пропишут кодекс

Чтобы отрегулировать отношения производителей лекарств и их дистрибуторов, будет создан кодекс поведения, заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Документ разрабатывает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) с подачи ФАС. По проекту кодекс запретит необоснованный отказ от поставок, эксклюзивные соглашения доминирующих производителей и дистрибуторов, завышенные цены и др. (подробнее см. врез). Нарушения будет рассматривать комитет из членов АЕБ и представителей ФАС.

Кодекс необходим, так как участились нарушения, в том числе 10-й статьи закона «О защите конкуренции», пояснила Надежда Шаравская из ФАС. Речь идет в основном о необоснованном отказе от заключения договора и дискриминации дистрибутора, говорит она. За последние пару лет ФАС признала нарушение этой статьи в действиях компаний Baxter, Novo Nordisk, Teva.

На рынке уже есть кодекс Российской ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM). Но, по словам начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, ведомство его работа не вполне устраивает. Члены AIPM не раз нарушали кодекс, утверждает Нижегородцев: производители «не всегда откровенны с регулятором» при регистрации препаратов и недобросовестно взаимодействуют с врачебным сообществом.

Кодекс AIPM посвящен продвижению лекарств и не регулирует отношения фармпроизводителей и дистрибуторов, говорит представитель Stada CIS Иван Глушков. Кодекс, разрабатываемый АЕБ, будет распространяться на производителей лекарств (исключая субстанции) и не коснется производителей медицинских изделий и техники.

Правила AIPM распространяются исключительно на иностранных фармпроизводителей, а к кодексу АЕБ, по словам разработчиков, могут присоединиться и российские производители, говорит Галина Секарева из «Биокада». По словам Секаревой, «Биокад» будет участвовать в обсуждении кодекса. В пресс-службе Bayer и «Протека» на запрос не ответили.
AIPM не приглашали поучаствовать в разработке кодекса, говорит исполнительный директор ассоциации Владимир Шипков, но, по его словам, любые инициативы в области этичного поведения, которые будут охватывать не отдельные сегменты рынка, а всех его участников, необходимы.

В России есть аналогичные кодексы для других отраслей. Например, АЕБ разработала кодекс для отношений автопроизводителей и дилеров, отраслевые союзы ритейлеров и поставщиков создали для своих членов кодекс добросовестных практик.

Но решить все проблемы с помощью кодексов удается не всегда. Так в марте 2015 г. ассоциация «Российские автодилеры» жаловалась в ФАС, что кодекс не работает: дилерские договоры расторгаются в одностороннем порядке без объяснения причин, дилеры сталкиваются с требованиями дополнительных инвестиций и др. ФАС до сих пор не отреагировала на жалобу, есть вероятность, что «дело спустят на тормозах», а кодекс так и останется бесполезной бумажкой, опасается один из членов ассоциации.

Кодекс ритейлеров и поставщиков вызывает меньше споров. Чтобы внедрить его в отрасль, понадобилось три года, сейчас нормы кодекса используются в договорах ритейла и сетей, споры решает комиссия, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» и ответственный секретарь комиссии по применению кодекса добросовестных практик Михаил Бурмистров. Впрочем, поставщикам и сетям тоже не всегда удается прийти к компромиссу – например, по поводу «фальш-маркетинговых» услуг и платы за доступ на полку, говорил в марте представитель Руспродсоюза.
Фото:Е. Разумный / Ведомости


vedomosti