От простого к сложному

Фото: Solopharm

В петербургской фармацевтической отрасли отмечен технологический рост.

Несколько сотен новых лекарственных препаратов петербургского производства ежегодно регистрируются органами Минздрава, — отметил в беседе с корреспондентом РБК генеральный директор завода «Солофарм» Олег Жеребцов. По его мнению, это объективное свидетельство технологического развития петербургской фармацевтической отрасли: даже если компания производит только дженерики, выпуск каждого нового препарата требует от нее наращивания компетенций. К тому же, петербургские фармкомпании выпускают все более сложные дженерики и создают прецеденты выпуска собственных субстанций. Фарма второй российской столицы выходит из пеленок во взрослую жизнь, где ее ожидают серьезные технологические разработки и солидные внешние инвестиции, — полагают участники отрасли.

Кальки устаревших препаратов?

О технологическом уровне петербургской фармацевтической промышленности эксперты нередко отзываются иронично. Что характерно, скептические отзывы звучат из уст самих представителей отрасли: так, руководитель компании «Цитомед» Александр Хромов недавно отметил на дискуссии РБК, что петербургские заводы в основном делают кальки западных лекарств двадцатилетней давности; инноваций в отрасли мало.

​Александр Хромов, «Цитомед»

«И это пока верно, но есть несколько важных оговорок», — пояснил генеральный директор Медико-биологического научно-производственного комплекса «Цитомед» (МБ НПК «Цитомед») Александр Хромов сейчас. Другие руководители петербургских фармпредприятий также высказались, по просьбе РБК, об уровне технологического развития отрасли.

Слово в защиту дженериков

«Пять лет назад и «кальки» оригинальных иностранных препаратов на приемлемом уровне качества производить было некому и негде, — рассуждает Александр Хромов. — Сейчас простые таблетки, произведенные в Петербурге, эффективны – они лечат!». Не менее важно, что налаживая производство «простых таблеток», петербургские предприниматели сформировали технологическую базу на уровне европейских фармпредприятий 2010 – 2015 годов.

«Опыт производства дженериков дал возможность нашей фармацевтике научиться работать в современной системе координат», — подчеркивает руководитель «Цитомеда».

Олег Жеребцов, «Солофарм»

С этим тезисом согласен Олег Жеребцов: чтобы хорошо производить дженерики, нужно владеть современными промышленными технологиями. «Произвести лекарство, даже соединив несколько готовых субстанций, бывает вовсе не легко, — говорит он. – Например, 99% гормонов, которые используют российские пациенты, сделаны за пределами России, потому что их производство – сложное. В частности, нужно особым образом изолировать цех, поскольку компоненты этих препаратов проникают через вентиляцию. Мы приняли технологический вызов и осуществляем большой проект по выпуску гормонов, а начинали с производства самых простых растворов для госпитальной медицины».

«Даже для того, чтобы произвести дженерик после окончания патентной защиты на оригинальный препарат, его нужно сначала разработать, — развивает утверждения коллег Георгий Побелянский, генеральный директор АО «ВЕРТЕКС». — То есть необходимо осуществить собственно разработку, исследования, отработку серий, регистрацию, производство и прочее. На этапе клинических испытаний надо создать условия, в которых дженерический препарат должен вести себя в организме аналогично оригинальному, а это достигается путем многочисленных экспериментов и подтверждений». Процесс разработки и клинических исследований одного дженерика занимает более года, а то и нескольких лет, — отмечают представители фармы.

Вся фарма делает это

Мнение о том, что дженерики выпускают заводы, не способные, в силу технологической отсталости, к разработке собственных препаратов, ошибочно, — утверждает Олег Жеребцов. «Выпуск дженериков – общедоступный и общепринятый способ производства лекарств, — говорит он. – В мире изобретается не так много оригинальных молекул –20-25 в год – и в основном в биотехнологической сфере. В производстве препаратов на базе химического синтеза изобретений почти нет. Например, американская компания Allergan, с капитализацией 70 миллиардов долларов, делает только дженерики. Транснациональный концерн Novartis формирует свой продуктовый портфель на 80% из дженериков». «Да, это использование давних разработок, но они успели доказать свою эффективность. Вы же не отрицаете пользу овсяной каши из-за того, что ее варят на завтрак уже 700 лет», — заключает О. Жеребцов.

 

Впрочем, большинство предприятий считает делом чести иметь в портфеле препараты собственной разработки. «В нашей компании есть множество разработок, подтверждённых собственными патентами. Это новые комбинации компонентов, новые пути доставки действующих веществ в организме, новые лекарственные формы, — говорит Георгий Побелянский из «ВЕРТЕКС». — Есть патенты и на новые молекулы». «Солофарм» выпускает пять оригинальных препаратов на базе советских технологических разработок. «Один из наших препаратов – так называемая голубая кровь — это кровезаменитель высокого уровня, другой препарат используется в гастроэнтерологии, третий – в офтальмологии, — рассказывает Олег Жеребцов. – Любой фармкомпании важно достичь баланса: не делать только оригинальные препараты и не ограничиваться дженериками».

Сами с усами

«Мы производим исключительно оригинальные препараты собственной разработки; на этом построена бизнес-модель «Цитомеда», — подчеркивает Александр Хромов. — В нашем активе — не только патенты на оригинальные лекарственные композиции на основе пептидных биорегуляторов, но и инновационная промышленная технология их производства, в том числе синтеза необходимых пептидных соединений». Пептиды или, как их по-другому называют «цитомедины», являются физиологическими корректорами функций организма; применяются для профилактики различных заболеваний и патологических состояний.

С точки зрения Александра Хромова, опора на собственные разработки должна стать центральной линией развития петербургской фармы. «Мы вкладываем в инновации все свободные после выплаты налогов средства, за исключением инвестиций в социальные программы, — отмечает он, – при этом стремимся к преемственности достижений отечественной фармацевтической науки».

Говоря о преемственности, руководитель «Цитомеда» поясняет: в 1920е-1940е годы российский академик Александр Преображенский, продолжая работу своих предшественников по анализу и изучению активных фрагментов сырья природного происхождения, углубился в область органотерапии. «Этот метод основан на лечении препаратами на основе вытяжек из тканей различных органов, — рассказывает Александр Хромов. — Затем работы в этой области продолжили профессора Военно-Медицинской Академии Морозов, Хавинсон и Малинин. Опираясь на эту цепочку исследований, в 1980-1990-е годы «Цитомед» создал линейку препаратов-цитомединов, основанных на активных фракциях полипептидной природы. Далее компания занялась синтезом коротких пептидов, а сейчас сосредоточила свои усилия в области синтеза пептидомиметиков и разработки новых способов доставки лекарственных средств пептидной природы».

Зрелость и независимость

Производство своими силами действующих веществ – субстанций – в российской фарме является исключением; подавляющее большинство их закупает. «Не многие в стране обладают компетенциями для производства субстанций, — отмечает генеральный директор компании BIOCAD Дмитрий Морозов. — А производить их, безусловно, важно. Во-первых, чем больше технических стадий компания осуществляет самостоятельно, тем она сильнее и независимее. Во-вторых, при большом объеме производства существенно снижается себестоимость».

Опираясь на тезис о силе и независимости, можно констатировать, что петербургская фарма взрослеет: субстанций здесь выпускается все больше. В частности, «Цитомед» достраивает завод, изначально заточенный на выпуск субстанций. «Мы строим в ОЭЗ «Новоорловская» промышленную площадку, где в последующем будет располагаться универсальное пилотное оборудование для химического синтеза интермедиатов и активных фармацевтических субстанций (АФС), — рассказывает Александр Хромов. — Наличие гибких технологических линий позволит разрабатывать и производить фармацевтические субстанции самой разной природы». По его утверждению, это предприятие не устареет в ближайшие 30 лет, и позволит будущим поколениям фармацевтов внедрять в производство инновационные разработки.

Но выпуск субстанций и готовых лекарственных форм – это разные индустрии, как, например, производство тканей и пошив костюмов. Нельзя говорить о технологической отсталости модного дома, который не занимается ткачеством, — подчеркивают эксперты. «Выпуск субстанций – совершенно отдельное производство со своим технологическим циклом, своими требованиями (в том числе и экологическими), своим рынком, отдельной лицензией, условиями, — говорит Георгий Побелянский. — Рынок РФ для большинства субстанций не окупает размещение производства здесь. Для окупаемости требуются большие объемы, то есть рынки нескольких стран, а то и глобальные рынки. Поэтому в РФ синтез субстанций может быть организован точечно, для определённых молекул». «Не нужно путать с биопрепаратами, где и синтез вещества и производство готового препарата совмещено в одном цикле. Мы же производить субстанции не планируем, так как это не только нецелесообразно, но в нашем случае невозможно и нерентабельно», — резюмирует руководитель «ВЕРТЕКС».

Два пути технологического роста

«Важно не просто разрабатывать отечественные дженерики и высокотехнологичные биоаналоги, но создавать инновационные препараты, чтобы российские пациенты первыми в мире получали доступ к лекарствам нового поколения по доступной цене, — уверен Дмитрий Морозов. — Это сложный процесс, так как на разработку инновационного препарата уходит порядка 10 лет, не многие компании решаются на это, но в Петербурге инноваторы есть».

Сейчас BIOCAD имеет в портфеле 5 продуктов на базе собственных разработок – четыре препарата линейки «Генферон» против вирусных инфекций и «Альгерон» для лечения гепатита С. «Еще один оригинальный препарат для лечения хронической нейтропении онкологических больных находится на регистрации и выйдет на рынок в 2016 году», — рассказывает Дмитрий Морозов. По его словам, с 2018-2019 годов BIOCAD планирует ежегодно выпускать 2-3 оригинальных препарата, а «в долгосрочной перспективе мы хотим полностью заместить нашу продуктовую линейку инновационными препаратами». 

МБ НПК «Цитомед» получил уже более 10 патентов на инновационные лекарства. Часть из них давно применяется в российской лечебной практике, например, для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ («Цитовир-3»), восстановления репродуктивной функции («Простатилен»), для повышения иммунитета («Тимоген»). «В 2016 году у нас выйдет на рынок еще один инновационный продукт – «Простатилен АЦ», – отмечает Александр Хромов. – Он уже прошел клинические испытания третьей фазы; их результаты, в том числе проверка по современному МАР-тесту, дают основание назначать препарат при аутоиммунных формах мужского бесплодия, составляющих не менее 8% всех случаев мужского бесплодия в мире. Похоже, мы нашли решение этой проблемы. В этом году хотим передать его в центры репродукции, и женщины начнут рожать, я уверен».

Большинство «химиков» не планируют выпускать преимущественно препараты собственной разработки – за пределами биотехнологического сегмента «основой массового фармпроизводства будут дженерики», — считает Олег Жеребцов. «Задача классических фармацевтических компаний – поставить на поток разработки, сделанные за пределами наших предприятий, в научных лабораториях, — продолжает он. — И наш путь технологического развития – это увеличение числа линеек выпускаемых препаратов, повышение их качества, улучшение упаковки». «Например, мы начали выпускать лекарства без консервантов; это довольно передовой метод, требующий более высокого класса чистоты производства, — иллюстрирует он свою мысль. – Наш препарат «Гилан», применяемый против синдрома «сухого глаза», выпускается в юнидозах – каждая доза в отдельной упаковке; вы ее открываете и выбрасываете сразу после применения, не надо хранить начатый флакон с лекарством. И мы продолжим выпуск жидких лекарств без консервантов».

«Солофарм» получил регистрационное свидетельство для своего тридцать пятого препарата; компания планирует разрабатывать, регистрировать и запускать в производство ежегодно 40 новых лекарств. «К середине 2018 года мы будем выпускать 120 препаратов», — обещает Олег Жеребцов. «ВЕРТЕКС» планирует к 2020 году удвоить количество выпускаемых позиций продуктов с сегодняшних 200, 70% из которых лекарства, до порядка 400. Учитывая сказанное выше об усилиях, необходимых для запуска каждого нового дженерика, такое расширение продуктового портфеля требует развития производственных технологий.

В целом, темп внедрения новых технологий в петербургской фарме зависит от объема денег, — говорит О. Жеребцов: «У западных фармацевтических компаний есть доступ к финансам, там развит венчурный рынок. Стоит маленькой лаборатории изобрести новое лекарство против гепатита С и провести две фазы клинических исследований, как ее покупают за три миллиарда долларов». По мере возмужания петербургской фармы, будет расти интерес к ней со стороны инвесторов, в том числе, иностранных, — ожидает Олег Жеребцов. Инвестиции приведут к умножению инноваций.


Елена Кром
rbcplus