Спиртосодержащие жидкости начали активно продавать через торговые автоматы

26 июля чебоксарским УВД был демонтирован со стены дома №48 на улице Гражданской вендинговый аппарат «Боярыня», продававший спиртосодержащие косметические лосьоны. Впрочем, можно не сомневаться, что вскоре аналогичные машины появятся и в других местах. Производитель аналогичных торговых автоматов утверждает, что «захватил всю европейскую часть России».

Как сообщили Vademecum в администрации Чебоксар, аппарат «Боярыня» был обнаружен 22 июля сотрудниками УВД в результате обхода улиц. Владельца найти не удалось, и 26 июля аппарат был демонтирован по статье о самоуправстве. Номер телефона, указанный на торговом оборудовании, не отвечал.

После того как часть спиртосодержащих настоек была переведена производителями в разряд косметических лосьонов, в интернете появилось много предложений о вендинговом бизнесе «с рентабельностью в 300%», «не требующем лицензий и сертификаций» и «стабильно высоким спросом на продукцию».

Сотрудник продающего аппараты сайта отказался от комментариев, сославшись на коммерческую тайну и сказав только, что аппараты были проданы уже в 20 городов России.

Представитель производителя торговых аппаратов «Боярин 24» рассказал, что на рынке они только два месяца, а производство создали полгода назад и уже «захватили всю европейскую часть России», отправив более 200 аппаратов в регионы. Обычный аппарат этого производителя стоит порядка 35 тысяч рублей, а в варианте «с защитой от общественников» на 50% дороже. «Защита от общественников», по словам производителя, представляет собой считывающую возраст покупателя камеру, чтобы продукция не продавалась несовершеннолетним.

«По закону установка подобных аппаратов не запрещена, но могут возмущаться общественники, так как все понимают, кто и как применяет лосьон с антисептическим предназначением, – сказал производитель вендинговых аппаратов «Боярин 24» Александр корреспонденту Vademecum. – Поэтому мы решили сделать еще версию аппарата для защиты от детей: написали софт и ставим оборудование на аппараты, то есть человек, прежде чем приобрести лосьон, прикладывает палец для сканирования и включается камера, считывающая возраст покупателя, к тому же в этой версии аппарата можно посмотреть через интернет, сколько осталось флакончиков. В каждый наш аппарат помещается 108 пузырьков, а по нашим расчетам, в среднем в день продается от 60 до 80 флаконов. Это очень прибыльный бизнес».

По словам производителя, вместе с аппаратами они выдают необходимые инструкции: «Для создания этого бизнеса нужно иметь юридическое лицо с разрешенным кодом на розничную торговлю, договор аренды на руках, технический паспорт самого аппарата и бумаги купли-продажи. Также должны быть документы на продукцию и сертификация от завода. Флакончики должны покупать сами бизнесмены, мы лишь даем список заводов, производящих лосьоны».

Председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья Сергей Фургал в марте 2016 года предложил перевести настойку боярышника в разряд рецептурных препаратов.

«Я считаю, что настойку боярышника надо продавать по рецепту, это раз. Второе – мы принимали на законодательном уровне, что настойка должна разливаться в стеклянные флаконы не более 30 мл. Вот эти способы решают все вопросы. По рецепту не выпишут 10–15 упаковок. Выпишут 30 мл, это очень мало», – пояснил Сергей Фургал.

Флаконы, продаваемые в вендинговых аппаратах типа «Боярин 24», имеют объем 99 мл и к тому же называются косметическим лосьоном.

В конце июня Госдума приняла законопроект об установке на предприятиях, производящих лечебные настойки с содержанием спирта более 0,5%, системы ЕГАИС по учету алкоголя.

«Рынок спиртных напитков в России можно разделить на три группы: у нас около млрд литров выпивается лицензионной продукции, в основном водки (самая дешевая стоит 200 рублей), есть подпольная водка с заводов (100 рублей) и третий сегмент – спиртосодержащие жидкости (порядка 50 рублей). Не менее 20 млн человек в России употребляют, к примеру, флаконы со спиртосодержащими настойками, так называемые «фанфурики», так как они продаются в четыре раза дешевле легальной водки. У нас сейчас ведется борьба с ними и аптечными настойками, собираются ввести акцизы. В год аптечных настоек продается порядка 180 млн литров, спиртосодержащих жидкостей – порядка 400 млн литров. Несмотря на слова Роспотребнадзора и Минздрава, это нормальный заводской продукт, так как все, кто его производят, понимают, что делают его не только для наружного применения, иначе все бы массово травились. Если правительство примет закон об акцизах на спиртосодержащую продукцию, то флакончик будет стоить порядка 200 рублей, а это значит, что все, кто применял его не по назначению, перейдут на самогон, что гораздо хуже», – сказал директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.


vademec