Ipsos Healthcare: кризис обнажил системные проблемы несетевых аптек

Непростая экономическая ситуация в стране, затронув всех участников отечественного фармацевтического рынка, обнажила многие ранее скрытые проблемы, одной их которых является значительный разрыв между сетевыми и несетевыми аптеками. Такие выводы позволили сделать результаты масштабного проекта компании Ipsos Healthcare, посвященного изучению аптечного рынка, на базе данных синдикативного исследования Pharma-Q «Мнение провизоров/ фармацевтов» за последние несколько лет.

2dd2b642bcd123b258009ee48d3e555d.pngАнализ длинных трендов позволяет утверждать с определенной степенью уверенности, что системные проблемы у несетевых аптек существовали задолго до начала кризиса, что проявлялось серьезным отставанием от сетевых аптек в различных аспектах бизнеса. Снижение клиентопотока, как тренд появившееся еще в 2014 году, по результатам последнего замера исследования Pharma-Q проявилось еще более значительно. Доля аптек с ежедневным потоком посетителей, не превышающим 150 человек, увеличилась на 9% по сравнению с весной 2014 года и для сетевых аптек составила 43%, в то время как для несетевых — 55% .

В свою очередь сокращение клиентопотока на фоне неизменного с весны 2014 года размера среднего чека для несетевых аптек привело к падению рентабельности аптечных организаций. Об этом свидетельствует рост доли менеджеров аптек, оценивших снижение рентабельности их аптек, — 60% весной 2016 года по сравнению с 32% весной 2014 года. При этом в сетевых аптеках ситуация отличается: средний чек вырос на 13% по сравнению с весной 2014 г. Снижение рентабельности отметили 50% менеджеров, опрошенных весной 2016 года, по сравнению с 29% – весной 2014 года. Таким образом, по данным последнего замера соотношение «оптимистов» и «пессимистов» по оценке рентабельности для сетевых (2,5) и несетевых аптек (5,1) различается в 2 раза.

Разрыв в подходах к ведению бизнеса сетевыми и несетевыми аптеками обусловлен пониманием и использованием различных механизмов стимулирования клиентов к покупке и развитием сервисных составляющих.

При прочих равных, например, соотношении постоянных и случайных клиентов в аптеке, сетевым удается увеличивать средний чек, в том числе, за счет более активного предложения дополнительного ассортимента (в сетевых доля первостольников, всегда предлагающих доп. товары составляет 50%, в несетевых – только 36%). Весьма показательным отличием в сервисе является активность аптек в интернете. Всего у 24% несетевых аптек есть возможность сделать заказ лекарств на сайте, что почти в 2 раза ниже, чем у сетевых аптек (45%). Такой уровень пенетрации сервиса через интернет наблюдался у сетевых аптек в 2012 году.

Более подробно результаты анализа тенденций аптечного рынка, проведенного компанией Ipsos Healthcare на базе синдикативного исследования Pharma-Q «Мнение провизоров/ фармацевтов», будут освещены в серии публикаций в ближайших номерах газеты «Фармацевтический вестник».


«Фармацевтический вестник»