Онкологи призывают пересмотреть подходы к клиническим рекомендациям

Клинические рекомендации по онкологии в российской практике содержат позиции, которые категорически неприемлемы для применения. Это мнение было высказано в ходе круглого стола «Чего мы в России не знаем про рак?», который состоялся 4 февраля во Всемирный День борьбы с раком.

Инициатором дискуссии выступили благотворительный фонд Русфонд и благотворительная организация Cancer Fund.

Как отметил хирург-онколог, соучредитель Cancer Fund Андрей Павленко, клинические рекомендации, регулярно обновляемые в соответствии с изменениями научных данных, позволяют доктору определять рамки терапии, и, как правило, дают выбор из нескольких вариантов для лечения.

Но всегда важно понимать, кто составляет эти рекомендации и насколько они будут соответствовать всем современным трендам, добавил он. В качестве положительного примера, он привел рекомендации российского общества клинической онкологии (RUSSCO).

«Но если посмотреть на программу госгарантий, которая действует в России, возникают большие вопросы – как это можно использовать в практике онколога, — заявил онколог. — Там есть позиции, которые вообще ни в коем случае нельзя применять на практике. Например, применение, паллиативной гастрэктомии при диссеминированном раке желудка. Эти методы лечения нельзя применять, они не доказали свою эффективность. Хирурги, которые будут этим пользоваться, ухудшают своим пациентам продолжительность и качество жизни».

Исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев указал на принципиальную разницу в подходах при составлении клинических рекомендаций в России и на Западе. «В развитых странах они появляются из масштабных исследований, и представляют собой ориентир-навигатор для врача, — отметил он. — Вопрос – откуда берутся наши рекомендации, если никаких исследований не проводится, или их число минимально? А берутся они путем переписывания и редактирования европейских и американских – причем делается все наспех, с ошибками. Зачем это делать? Зачем они нужны в этом виде, если пользоваться ими никто не может?».

С 2022 года клинические рекомендации для онкологов планируется сделать обязательными, напомнил сооснователь клиники амбулаторной онкологии и гематологии Михаил Ласков. «Как рекомендации могут быть обязательными – отдельный вопрос, но по факту они обязательны уже сейчас, — добавил он, пояснив, что «для тех, кто не исполняет клинические рекомендации, при оплате медпомощи по ОМС денег нет».

По мнению Андрея Павленко, если фарминдустрия практически полностью интегрирована в международную среду, то «клиническая онкология у нас пока на уровне пещерного века». Требуются колоссальные финансовые затраты фондов и общественных организаций, чтобы изменить ситуацию, резюмировал он.
Фото: Игорь Чунусов


Сергей Рякин
pharmvestnik