Опрос: аптеки не видят для себя пользы в аптечных союзах, но выходить из них не хотят

Повышает ли вступление в союз доходность аптек? Помогают ли союзы конкурировать? В каких маркетинговых соглашениях аптеки участвуют чаще всего? Споры о пользе аптечных союзов не утихают уже несколько лет. Платформа для заключения маркетинговых контрактов PharmMarket.ru попыталась внести ясность, задав эти вопросы менеджерам аптек.

По результатам проведенного веб-площадкой PharmMarket опроса, в котором участвовали 850 заведующих и владельцев аптек, розница настроена по отношению к аптечным союзам скептически, но достаточно лояльно, чтобы не спешить с негативными выводами.

44% участников опроса заявили себя как представители одиночных аптек и небольших сетей (до 9 ТАПов). 53% опрошенных ответили, что у их аптеки/аптек заключен договор только с одним аптечным союзом. Второй по популярности ответ (32%) — договоры более чем с 3 союзами.

Можно сколько угодно спорить на тему, несет ли вступление в аптечный союз пользу для аптеки, однако сами владельцы и заведующие аптеками по большей части ответить на этот вопрос затрудняются. 46% опрошенных не смогли ответить, повысило ли вступление в аптечный союз их доходность. 23% считают, что их пребывание в союзе никак не сказалось на прибыли — это второй по популярности ответ.

Такая же неопределенность характерна для ответов аптекарей на вопрос о конкурентоспособности. 47% не могут оценить, помогает ли участие в союзе конкурировать с другими аптеками. Правда, 29% уверены, что благодаря маркетинговым акциям от союзов поток клиентов вырос.

«Те аптеки, с которыми взаимодействуем мы, это малая и средняя аптечная розница. Для этого сегмента дополнительный источник прибыли жизненно важен. Однако они действительно зачастую отмечают, что для них участие во многих маркетинговых акциях нерентабельно. Им необходимы более гибкие условия», – прокомментировала результаты опроса сооснователь маркет-плейса PharmMarket Мария Рябуха.

Из минусов от вступления в аптечный союз опрошенные особо отметили навязывание маркетинговых акций, которые не всегда выгодны конкретной аптеке (46%), затоваривание неликвидным ассортиментом (26%) и штрафные санкции за невыполнение условий акции (20%).

Ответы на вопрос «Со сколькими фармкомпаниями вы сотрудничаете через аптечный союз?»» разделились более дробно: с 5-10 фармкомпаниями работают 27% опрошенных аптекарей, меньше 5 фармкомпаний у 23%, а 17% сотрудничают с 11-20 фармкомпаниями.

Пять самых популярных маркетинговых акций и соглашений среди опрошенных такие: товар дня — 44%, ввод новинки — 41%, объемное соглашение на закупку — 38%, скидка — 37%, подарок за покупку — 35%.

Несмотря на недостатки, 60% аптекарей не хотели бы выходить из аптечного союза. Прозвучали 2 типа мотивации такого решения: часть опрошенных желает дать союзам еще один шанс в надежде, что со временем сотрудничество начнет приносить ощутимые плоды; вторая часть считает, что надо пробовать все новое, использовать любые инструменты, чтобы выжить, даже если работать с этими инструментами не всегда легко.

Источник: PharmMarket


pharmvestnik