Первое место в рейтинге аптечных сетей, подготовленном RNC Pharma, заняла «Ригла» с долей 6,4%, за ней следуют ГК «Эркафарм» (4,6%) и «Неофарм» (3,5%). Среди аптечных сетей смешанного типа на первом месте АСНА, среди ассоциаций лидирует PharmMarket. Наконец, «Аптека.ру» по-прежнему первая среди сервисов онлайн-заказа лекарств.
Аналитическая компания RNC Pharma опубликовала рейтинг аптечных сетей России по итогам 2020 года. Первое место в рейтинге аптечных сетей заняла «Ригла» с долей 6,4%. На втором месте – ГК «Эркафарм» (4,6%), на третьем – «Неофарм» (3,5%). Четвертое место заняла самарская сеть «Вита» (3,2%), замыкает первую пятерку «Планета здоровья» (Пермь) (3,1%). Общая доля первой десятки аптечных сетей составила 32,7%.
TOP аптечных сетей по доле на розничном коммерческом рынке лекарств по итогам 2020 года | ||||||
№ | Аптечная сеть | Расположение центрального офиса | Количество точек на 01.01.2021 | Доля на рынке, %, руб. | ||
ЛП | не ЛП | рынок в целом, без ЛЛО | ||||
Классические аптечные сети | ||||||
1 | Ригла | Москва | 3 136 | 6,4 | 6,5 | 6,4 |
2 | ГК Эркафарм | Москва | 1 079 | 4,3 | 5,3 | 4,6 |
3 | НеоФарм | Москва | 800 | 3,8 | 2,4 | 3,5 |
4 | Вита | Самара | 1 817 | 3,4 | 2,6 | 3,2 |
5 | Планета Здоровья1 | Пермь | 1 849 | 3,2 | 2,6 | 3,1 |
6 | Аптечная сеть 36,61 | Москва | 1 452 | 3,0 | 3,9 | 3,2 |
7 | Апрель1 | Краснодар | 1 811 | 2,9 | 3,7 | 3,1 |
8 | Фармленд | Уфа | 1 320 | 2,4 | 2,3 | 2,4 |
9 | Мелодия здоровья | Новосибирск | 842 | 1,8 | 1,6 | 1,7 |
10 | Фармаимпекс1 | Ижевск | 663 | 1,4 | 1,7 | 1,5 |
Аптечные сети смешанного типа | ||||||
1 | АСНА | Москва | 11 900 | 13,4 | 14,6 | 13,7 |
2 | Имплозия1 | Самара | 4 523 | 4,7 | 4,5 | 4,7 |
3 | ИРИС | Москва | 1 792 | 3,5 | 3,0 | 3,4 |
4 | Идея1 | С.-Петербург | 225 | 0,7 | 1,5 | 0,9 |
5 | Монастырев.рф | Владивосток | 89 | 0,6 | 0,9 | 0,7 |
6 | Советская аптека | Москва | 288 | 0,3 | 0,2 | 0,3 |
7 | Векфарм | Москва | 28 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Аптечные ассоциации и интернет проекты для аптек2 | ||||||
1 | PharmMarket | Москва | 9 170 | 15,3 | 13,2 | 14,8 |
2 | МФО | С.-Петербург | 5 277 | 6,3 | 6,0 | 6,2 |
3 | ПроАптека1 | Москва | 4 527 | 5,1 | 2,3 | 4,4 |
4 | Созвездие | Москва | 4 410 | 4,1 | 4,7 | 4,2 |
5 | ВЕСНА | С.-Петербург | 1 520 | 1,5 | 1,6 | 1,5 |
6 | Платформа ФармХаб | Москва | 1 137 | 1,3 | 1,2 | 1,3 |
7 | Надежда-Фарм | Тамбов | 300 | 0,4 | 0,3 | 0,4 |
Сервисы дистанционного заказа | ||||||
1 | Аптека.ру | Новосибирск | 15 867 | 2,8 | 5,3 | 3,4 |
2 | Сбер Еаптека | Москва | 116 | 0,5 | 0,8 | 0,6 |
3 | Здравсити1 | Москва | 13 643 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
1 — экспертная оценка 2 — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой, рейтинг показывает долю, занимаемую объединением аптечных сетей и единичных аптек |
||||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
В RNC Pharma обратили внимание, что в январе текущего года капитализация российского интернет-ритейлера «Озон» превысила биржевую оценку стоимости сети X5 Retail Group. При этом выручка компаний за 2020 год различается более чем в десять раз, к тому же «Озон» не планирует в ближайшем будущем выплачивать дивиденды.
«По факту компании выдан по истине громадный кредит доверия, который в прошлом году, естественно, подогревался бумом развития дистанционных форматов торговли. Обе эти компании в разном формате и в разное время проявляли интерес и к российскому фармритейлу, правда, в прошлом году основные события в сфере фармрозницы произошли без их непосредственного участия», – прокомментировал директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Он напомнил, что в прошлом году на рынке M&A в отечественной фармрознице тон задавали российские банки, сначала Сбербанк «породнился» с «еАптекой», чуть позже Газпромбанк стал миноритарным акционером сети АСНА. «Несмотря на принципиально разный формат сделок, между ними много общего, для инвестиций выбраны представители практически чистой сферы e-commerce, не обремененные значительным офлайн бизнесом. С одной стороны, это тоже своеобразный кредит доверия, с другой – вполне четкая ставка на формат, который в ближайшие годы претендует стать локомотивом развития как большого российского ритейла, так и фармацевтической розницы, в частности», – полагает Беспалов.
Эксперт уверен, что классический формат себя полностью исчерпал, особенно если учесть искусственное сдерживание развития онлайн в фарме. Но фактические регуляторные реалии и текущие экономические проблемы не дают оснований для активного развития офлайн ни с точки зрения инфраструктуры, ни в отношении сервисной составляющей. «Кстати, тот же «Сбер», который, с одной стороны, вложился в фармацевтический e-com, с другой, по сообщениям в СМИ выступает инициатором возможной продажи сети «Эркафарм» – одного из лидеров классического фармритейла в нашей стране», – добавил он.
Перспективы онлайна, по его словам, с каждым днем прорисовываются все более четко. К продаже безрецептурными препаратами в ближайшее время планируется допустить маркетплейсы, появляется определенность в отношении возможностей дистанционной продажи БАД. «Осталось дождаться «легалайза» в отношении рецептурного ассортимента и тогда e-com сможет вернуть кредит доверия с очень неплохими процентами», – заключил Николай Беспалов.
Елена Калиновская
pharmvestnik