Отечественному фармрынку предрекают рост через три-четыре года

РосБизнесКонсалтинг, 08.08.2008.

По итогам первого полугодия 2008г. эксперты отмечают рост рынка лекарственных препаратов без учета дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) на 36% в долларовом эквиваленте. За последние 10 лет это самые высокие темпы роста отечественного фармрынка.

Но если принять во внимание инфляционный рост цен на товары, курсовые колебания, реальный рост рынка окажется в пределах ежегодного 11% роста.

Если в 2006г. цены на препараты выросли на 2%, в 2007г. — на 4%, то за первое полугодие 2008г. — на 5%. Ожидается, что по итогам 2008г цены на лекарства вырастут на 10%. А наиболее популярная группа препаратов подорожает на 14%. Такие цифры озвучил в эфире РБК-ТВ в программе «В фокусе» генеральный директор DSM Group Александр Кузин.

При этом сокращается потребление таких традиционно дешевых лекарственных препаратов как активированный уголь, анальгин, цитрамон и пр. По итогам первого полугодия доля самых дешевых препаратов сократилась примерно на 15-20%, отмечает директор по маркетинговым исследованиям «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, это свидетельствует о том, что потребитель переключается на более совершенные и дорогие препараты. Сам фармпроизводитель стимулирует рост рынка, донося информацию до врачей о лекарственном препарате, какой он имеет терапевтический эффект и т.д.

Надо сказать, что кризис на фондовом рынке негативно сказался на фармацевтической отрасли. Компании, заявившие в своих планах стать публичными, отложили проведение IPO. Тем не менее эксперты рассматривают размещение на бирже как промежуточный вариант финансирования, чтобы через три-пять лет, повысив капитализацию, компании могли продаться на выгодных условиях стратегическому инвестору. Притом, что российский рынок интересен иностранным инвесторам.

«В нашем исследовании мы выяснили, что за 2003-2007гг. в российскую фарму было направлено около 1,2 млрд долл. иностранных инвестиций», — рассказывает Д.Мелик-Гусейнов. В то время как на авторынок было направлено 720-800 млн долл за тот же самый период. Высокий интерес к фармотрасли обусловлен тем, что это самая наукоемкая отрасль во всем мире, а потенциал отечественного рынка огромен. Продажа одного препарата компании «Пфайзер» в год приносит порядка 15-20 млрд долл., в то время как емкость российского рынка составляет 11 млрд долл.

Правда, о крупных покупках иностранных инвесторов мы услышим не раньше чем через три-четыре года, полагает А. Кузин. Лидер аптечного рынка по количеству точек продаж и доли на рынке «Аптека 36,6» занимает 6% рынка, «Ригла» — 3% рынка, «Фармакор» — 2%, остальные менее одного процента. Поэтому западные инвесторы готовы подождать несколько лет, пока аптечная розница увеличит свою долю на рынке. По мнению других экспертов, лидеры аптечного рынка уже находятся под пристальным вниманием участников международного бизнеса, и «в ближайшие два-три года мы станем свидетелями таких громких покупок».

В перспективе переход России на мировые стандарты производства лекарства GMP не только улучшит качество российской фармпродукции, но и грозит увеличением цен на нее, что также повлияет на рост рынка. Что касается собственных инновационных разработок фармпрепаратов, то в данный момент Россия не имеет такой возможности. Как отмечают специалисты, на разработку одного препарата требуется порядка одного миллиарда долларов, тогда как емкость нашего рынка составляет 11 млрд долл. Соответствено, рынок не имеет финансовых ресурсов на НИОКР в области фармацевтики. Поэтому Россия может сосредоточиться только на производстве дженериков, в лучшем случае включиться в мировое производство фармацевтических препаратов, как это сделали Китай, Индия.