«Лаборатория Гемотест» открестилась от подпольного абортария в центре Москвы

Медики одной из столичных клиник спрятали в лесу труп пациентки-мигрантки, умершей на операционном столе во время подпольного аборта. В компании «Лаборатория Гемотест», под чьей вывеской нелегально работали гинекологи, заявили, что ничего не знали о ночной деятельности медиков. 

Ужасающий инцидент произошел в московской клинике, расположенной во 2-ом Смоленском переулке и работающей под вывеской «Лаборатория Гемотест». Как GZT.RU рассказали в ОУВД по ЦАО, 31-летняя незамужняя гражданка Киргизии Гульзат Эгенбердиева, проживающая в Москве легально вместе со своей младшей сестрой, обратилась туда с просьбой сделать ей аборт. Несмотря на то, что медучреждение не имеет права на проведение подобных операций, а срок беременности превышал допустимый для аборта (примерно 15 недель), ей назначили процедуру на вечер 29 июля. 

Сестра проводила Гульзат в медцентр и стала дожидаться ее в приемной. Когда через два часа та так и не вышла, она забеспокоилась и спросила у сотрудников центра, как прошла операция. Ей ответили, что Гульзат стало плохо, и ее на скорой отправили в больницу. Однако ни в этот, ни на следующий день девушка не смогла найти сестру среди пациентов столичных больниц. 

В медицинском учреждении ей также не могли сообщить, куда именно увезли их пациентку. Напуганная, девушка написала заявление в оперативно-розыскной отдел УВД по району Арбат. 

Мигрантку искать не будут 

Утром следующего дня, 30 июля, в парковой зоне «Лосиный остров» был обнаружен труп женщины, по внешним признакам подходивший по описанию. На теле погибшей были обнаружены следы проведения подпольного аборта. Документов не было. Сестра опознала в ней Гульзат. Тело женщины отправили в судебно-медицинский морг для выяснения причины смерти. 

Одновременно оперативники вышли на клинику и изъяли записи видеокамер, висевшие у выходов. Они зафиксировали, как администратор клиники вместе со своим помощником выносят из здания тело женщины, грузят его на машину, принадлежащую одному из них, и увозят в неизвестном направлении. 

Вечером 30 июля милиционеры задержали обоих сотрудников центра. Они рассказали, что женщина скончалась прямо на операционном столе во время проведения аборта, и они решили спрятать тело мигрантки, подумав, что ее никто не будет искать. 

Также задержанные сообщили, что аборт делала не сотрудница центра, а 49-летняя врач-гинеколог Елена Олейникова, которую и раньше приглашали для проведения сложных операций из клиники ООО «Лагуна». В субботу вечером в отделение доставили и ее. 

Пока все трое медиков находятся под подпиской о невыезде до выяснения всех обстоятельств дела. Их статус пока остается не ясным. 

Фигурант пока один 

Материалы дела были переданы в СУ СКП по Москве. В ведомстве GZT.RU рассказали, что в понедельник было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). 

«Дело возбуждено в отношении акушера-гинеколога ООО „Лагуна“ Елены Олейниковой»,— сказал GZT.RU официальный представитель Следственного управления СКП по Москве Сергей Марченко. 

По данным следствия, именно она провела операцию по прерыванию беременности, во время которой скончалась пациентка. При этом, по словам Марченко, подозреваемая имеет необходимую квалификацию и 16-летний стаж работы по ней. 

Марченко уточнил, что Олейникова делала операцию, «находясь в помещении лаборатории в нарушение установленных правил». 

Он добавил, что совсем недавно, в июле 2010 года, Пресненский суд Москвы вынес приговор по аналогичному делу. 

«Врач частной клиники „Инвест-альянс“ Татьяна Комарова провела аборт гражданке одной из азиатских республик, беременной свыше 16 недель,— рассказал он.— Началось кровотечение, но врач более 6 часов не вызывала скорую. В результате пациентка скончалась. Суд приговорил Комарову к 3 годам лишения свободы условно с лишением права заниматься профессиональной деятельностью на 3 года». 

Двойные стандарты 

В понедельник, как только про инцидент стало известно, «Лаборатория Гемотест» открестилась от медцентра, в котором был проведен подпольный аборт. Как сообщила GZT.RU руководитель юридического отдела компании Елена Берсенева, то, что произошло, не имеет никакого отношения к «Лаборатории Гемотест», которая занимается исключительно лабораторными исследованиями, то есть взятием анализов. 

«В последнее время наша компания осуществляет деятельность по франчайзингу, то есть предоставление третьим лицам права на использование своего товарного знака,— пояснила она.— Такой договор был заключен всего два месяца назад, в мае 2010 года, и с ООО „Ладога“, расположенном на Втором Смоленском переулке. Соответственно, они получили право на использование нашего товарного знака, но только при взятии анализов». 

По ее словам, «Лаборатория Гемотест» не занимается какой-либо лечебной деятельностью, тем более операциями по прерыванию беременности. 

«Наши процедурные кабинеты даже не рассчитаны на оказание лечения,— пояснила Берсенева.— Там медсестра с одноразовой иголкой и одноразовой пробиркой, и все». 

По ее словам, после заключения договора «Ладога» разместила свой лабораторный офис там же, где осуществляет и лечебную деятельность. То есть фактически одна компания оказывает различные услуги в разных кабинетах под разными брендами, а у входа рядом с табличкой «Гемотест» висит еще одна— «Больница на Смоленской». Но ее почему-то никто не заметил. 

По словам Берсеневой, после случившегося было принято решение закрыть лабораторию в Смоленском переулке, и с понедельника клиенты могут лишь получить результаты анализов, сданных ранее. Кроме того, компания намерена расторгнуть с ООО «Ладога» договор франчайзинг. Возможно, будет принято решение подать иск в суд на возмещение морального ущерба 

«По их вине пострадал наш бренд»,— пояснила она. 

Между тем, «Больница на Смоленской» открыта и продолжает оказывать услуги… Не сняли до сих пор и вывеску «Лаборатория Гемотест» над входом. 

Безопасность в жертву анонимности 

Президент общества специалистов доказательной медицины Василий Власов склонен делать из произошедшего более глобальные выводы. 

«Этот случай— яркий пример того, насколько Росздравназор и Минздравсоцразвития не контролируют оказание медпомощи!— возмущен он.— А что будет в 2013 году, когда лицензирование вообще отменят?» 

По словам профессора, операция по прерыванию беременности считается относительно безопасной, и летальные исходы здесь сравнительно редки. 

«Мы не знаем данных судебно-медицинского исследования, но сам факт того, что доктор скрывала труп, говорит о том, что она чувствовала себя убийцей,— отметил он.— Наверное, так оно и есть. Врач не приняла всех мер к спасению женщины, не вызвала скорую, не транспортировала ее в другую клинику, а затем еще и приняла меры к сокрытию трупа!». 

Чем опасен аборт
Ежегодно в России делается 1.5–1.7 млн. абортов (до 2007г. 2,4–2,5 миллионов абортов в год). Частота осложнений после аборта, по данным научных исследований, колеблется в пределах 16–52%, при этом поздние осложнения, преимущественно более тяжелые, значительно превышают ранние (10–35% и 5–18% соответственно). По уровню подростковых абортов Россия занимает первое место в мире: 38 абортов на 1000 женщин в возрасте 14–19 лет.
Из всей материнской смертности 18% составляют аборты.
Структура смертности при абортах, произведенных в больничных условиях, составляет: 46% от кровотечения, 34%— сепсис, 12%— экстрагенитальная патология, 4%— осложнения после наркоза и анафилактические реакции на лекарственные препараты, 3%— травмы в процессе производства аборта с последующими осложнениями. При внебольничных абортах это: 80%— сепсис, 14%— кровотечение, 6%-перитонит. По экспертным оценкам, только в 35% случаев смерть, связанную с осложнениями от внебольничного аборта, нельзя было предотвратить.
 

Опыт многих стран говорит о том, что практически невозможно определить точное число нелегальных абортов и частоту смертельных исходов после них. Как правило, подпольные аборты производятся без соблюдения необходимых мер безопасности, также высокий уровень смертности связан с отсутствием надлежащей квалификации медиков. Несмотря на это, некоторые женщины предпочитают внебольничный аборт из-за его конфиденциальности, так как процедура, выполненный в ЛПУ, часто требует 2–3-дневного пребывания в больнице. 

Как пояснил GZT.RU ведущий акушер-гинеколог одного из медцентров Москвы, существует несколько причин гибели женщины от нелегального аборта. 

«Наиболее серьезным осложнением является сепсис,— пояснил он.— Но наряду с этим может быть произведен неполный аборт, могут возникнуть тазовые и иные инфекции, тяжелая кровопотеря и повреждения половых и внутренних органов».


gzt.ru