Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых трех месяцев 2011г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, за первые три месяца 2011г. объем реализации лекарственных препаратов в России в натуральном выражении увеличился на 7% и составил 1,178 млрд. упаковок. Объем аптечного рынка страны (без учета ДЛО) относительно аналогичного периода прошлого года вырос на 20% в рублевом эквиваленте и на 23% — в долларах и достиг 89,985 млрд. рублей (3,078 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2,95 долл.) и достигла 3,39 долл. в розничных ценах. За первые три месяца 2011г. российский потребитель потратил на лекарства в среднем 27,95 долл., тогда как за аналогичный период 2010г. – 22,67 долл.

По итогам трех месяцев 2011г. рейтинг ведущих производителей возглавила российская компания PHARMSTANDART (табл.1). Продемонстрированный ею 37%-ый  рост продаж позволил компании расширить долевое присутствие до 6% российского рынка и потеснить с первой позиции на вторую SANOFI-AVENTIS (+16%). Кроме лидера, опережающими темпами развивались рынки еще у трех производителей: BAYER (+22%), SANDOZ (+47%) и NYCOMED (+25%). При этом первые два поднялись на 3 и 4 места соответственно, а последний сохранил за собой 7 строчку. Динамика оставшихся представителей рейтинга отставала от среднерыночных темпов, что привело к сокращению их долевого присутствия и, в некоторых случаях, к потере рейтинговых позиций. Так, на две строчки вниз опустились SERVIER (+10%), MENARINI (+11%) и GEDEON RICHTER (+12%), которые заняли 5, 6 и 8 места соответственно. Компаниям NOVARTIS (+13%) и TEVA (+16%) удалось сохранить за собой две последние строчки рейтинга.

Тройка лидирующих на российском рынке препаратов осталась неизменной (табл.2). Занимающий первое место ARBIDOL увеличил продажи в 1,6 раза и расширил свою долю рынка до 2,4%. Не столь высокими темпами развивались рынки препаратов ESSENTIALE N (+13%) и ACTOVEGIN (+11%), что привело к снижению их долевого присутствия. Сохранить свои позиции удалось еще одному наименованию: стимулятор потенции VIAGRA (+26%) по-прежнему занимает 5 место. На две позиции вверх, с 6 на 4 место, поднялся гомеопатический препарат OCILLOCOCCINUM (+39%), тогда как занимавший это место ранее LINEX (+10%) сместился на 7 позицию. Кроме того, более высокие места заняли ANAFERON (+30%) и новые представители рейтинга — LASOLVAN (+83%) и ACC (продажи выросли в 2 раза), расположившиеся на 8 и 10 строчках соответственно.

Свои лидирующие позиции ARBIDOL (+61%) сохранил и укрепил и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований (табл. 3). Кроме него, еще два наименования остались на занятых ранее местах: PHOSPHOLIPIDS (+17%) и комбинация PARACETAMOL + ASCORBIC ACID + PHENIRAMINE (+35%) по-прежнему занимают 4 и 6 строчки. Остальные представители Топ-10 изменили свои позиции. При этом пять из них продемонстрировали рейтинговый прогресс. На строчку вверх, на 2 и 8 места, поднялись PANCREATIN (+12%) и BISOPROLOL (+21%). Более значительно, с 5 на 10 позицию переместился AMBROXOL (+69%). Две последних строки рейтинга заняли новые его представители: AZITHROMYCIN (+54%) и IBUPROFEN (+29%). Невысокая и даже отрицательная динамика продаж стала причиной потери своих позиций наименованиями XYLOMETAZOLINE (-8%) и BLOOD (+8%), которые опустились на 3 и 7 места соответственно.

Многочисленные изменения произошли и в рейтинге ведущих АТС групп (табл.4). Впервые в Топ-10 вошла группа J05 Противовирусные препараты для системного применения (+79%), поднявшаяся с 12 на 6 строчку. Кроме нее, лишь еще один представитель Топ-10 продемонстрировал рейтинговый прогресс — с 7 на 1 место переместилась группа R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+74%). При этом она потеснила на позицию вниз первую тройку прошлого года – группы N02 Анальгетики (+23%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+30%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+23%) заняли со 2 по 4 места включительно. Препараты нераспознанных фармгрупп сохранили за собой 5 строчку Топ-10. На четырех нижних строчках Топ-10 расположились группы (A11, R01, C09 и G03), занимавшие ранее более высокие места. Отметим, что итоговые доли всех рейтингов увеличились, причем у последнего – наиболее значительно, на 2,5 п.п.

Заключение. По итогам первого квартала 2011г. объем розничного аптечного рынка составил 116,770 млрд. руб. (3,994 млрд. долл.). В рублях рынок увеличился на 21%, тогда как в долларах его рост составил 23%. В натуральных показателях рынок страны также продемонстрировал позитивную, но менее выраженную динамику (+7%) и достиг 1,178 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки по итогам трех месяцев была заметно выше аналогичного показателя прошлого года (3,39 долл. и 2,95 долл.). Повысились и средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (27,95 долл. против 22,67 долл.).

Рисунки и таблицы — в приложении

Источник: AIPM — Remedium Market Bulletin
Файл: Загрузить (195 кбайт)


remedium.ru