Свободные патенты изменят фармацевтику

Сроки патентной защиты препаратов еще не истекли, а рынок уже начало будоражить. Мировые игроки фармацевтики готовятся к новому этапу для отрасли. И хотя обвал патентов еще не закончился, рынок уже озаботился сделками по слиянию и скупкой брендов. В 2011-2014 гг. истекают сроки патентной защиты фармацевтических препаратов, общий годовой объем продаж которых превышает $209 млрд. А объем мирового рынка дженериков к 2015 г., согласно прогнозам, достигнет $135-150 млрд.

Львиную долю дохода фармкомпаниям приносят именно блокбастеры — успешные оригинальные препараты. Напомним, что оригинальный препарат — это новое, впервые синтезированное и прошедшее полный цикл исследований лекарственное средство, активные ингредиенты которого защищены патентом на определенный срок, а на разработку, клинические испытания, производство и внедрение которого на рынок затрачены значительные интеллектуальные и материальные ресурсы. По окончании срока действия патента любая фармацевтическая компания может приобрести право производить свою версию оригинального препарата, т.е. дженерик. Дженерик — это воспроизведенное лекарственное средство, аналогичное патентованному (оригинальному препарату) и выведенное на рынок по истечении срока патентной защиты оригинала.

По данным аналитиков исследовательской компании IMS Health, патенты с окончанием срока на брендовые продукты принесут $98 млрд. чистой экономии плательщикам в развитых странах к 2015 г., по сравнению с $54 млрд., сэкономленными за пять лет до 2010 г. Наряду с истечением сроков патентной защиты по многим продаваемым препаратам, стремительному росту мирового рынка дженериков также будет способствовать реформирование систем здравоохранения, направленное на экономию бюджетных средств, и, как следствие, смещение структуры потребления с дорогостоящих оригинальных лекарственных средств на более доступные — в случаях наличия дженерика для замены. В сложившейся ситуации на мировом фармрынке можно ожидать ожесточенной конкурентной схватки фармкомпаний за перспективный сегмент дженериковых препаратов.

По прогнозам экспертов международной аудиторской компании KPMG, американские фармацевтические компании повысят активность на рынке слияний/поглощений с целью пополнения своих ассортиментов — тем более, что у них есть на это средства. Аналитики провели опрос с участием 100 топ-менеджеров американских фармкомпаний, из которых 83% отметили большую вероятность того, что в течение двух ближайших лет их компания будет вовлечена в сделку по слиянию/поглощению в качестве покупателя или продавца. Около 41% респондентов выразили уверенность, что наибольшей статьей расходов в ближайший год будут расходы на приобретения. Также 41% топ-менеджеров американских фармкомпаний назвали стратегические приобретения приоритетным направлением для инвестиций, а 22% приоритетным считают завоевание новых рынков сбыта. Патентный обвал и дженериковая конкуренция волнуют 58% респондентов.

Между тем сделки уже начались. Так, немецкие фармацевтические компании STADA Arzneimittel AG и Grunenthal GmbH объявили о завершении переговоров, по условиям которых STADA приобретает портфель брендированных препаратов, включая соответствующие структуры продаж для национальных рынков Центральной и Восточной Европы, а также Среднего Востока. Сумма сделки составляет приблизительно EUR360 млн. Приобретаемый продуктовый портфель состоит из 14 собственных и лицензионных брендов, поставляемых в страны Центральной и Восточной Европы, а также Среднего Востока. В основном это рецептурные препараты, применяемые при болях различной этиологии. Для закрытия сделки компаниям необходимо получить соответствующее разрешение антимонопольных органов, после чего начнется процесс объединения продуктовых портфелей, завершение которого ожидается не ранее четвертого квартала 2011 г. Сделка будет профинансирована за счет свободных наличных средств, а также открытых кредитных линий.

Крупнейшая французская фармацевтическая компания Sanofi SA сообщила о сокращении чистой прибыли во втором квартале на 40,9%. На показателе негативно сказались такие факторы, как конкуренция со стороны дженериков, понижение цен на медикаменты в Европе и США и колебания курсов валют. Однако продажи увеличились за счет недавней покупки американской биотехнологической компании Genzyme. Sanofi приобрела Genzyme ранее в этом году с целью расширить базу для роста.

Чистая прибыль Sanofi за квартал, окончившийся 30 июня, составила EUR1,01 млрд. по сравнению с EUR1,71 млрд. в том же периоде годом ранее. Этот показатель оказался хуже ожиданий аналитиков, однако они склонны игнорировать его, поскольку в настоящее время в Sanofi идет процесс реструктуризации, и на показатели так же негативно влияет истечение сроков патентной защиты препаратов. Компания планирует в ближайшие девять месяцев подать заявки на одобрение пяти новых препаратов. Патентную защиту потеряли некоторые наиболее успешно продававшиеся лекарства Sanofi, такие как препарат для разжижения крови Lovenox, а также использующиеся при лечении онкологических заболеваний Taxotere и Eloxatin.

На мировом фармрынке патентные войны и судебные иски стали привычным делом. Теперь иностранные компании решили выяснить отношения между собой на территории постсоветского пространства. Российское подразделение корпорации «Санофи-авентис» и израильская «Тева» не поделили права на производство одного из препаратов. Кроме того, «Тева» судилась и с «Бауэр» по аналогичному поводу. Не обошли мировые тенденции и Украину. Крупнейшая в Европе фармацевтическая компания Sanofi-Aventis решила оспорить право производства украинским предприятием «Фармак» одного из препаратов.


chemrar