РААС обратилась к ПРЕЗИДЕНТУ с просьбой поддержать аптеки, обеспечивающие качество лекарственной помощи

23 ноября 2011г. Государственной Думой принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Закон предполагает снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20 процентов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), а также индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Таким образом, льготную ставку страховых взносов получит 70% аптечного рынка, тогда как основной его флагман ГУПы, МУПы и публичные компании остаются на ставке 30%.

Аптечные организации РААС обеспокоены тем фактом, что принятие данного закона повлечет дестабилизацию на рынке лекарственного обеспечения, поскольку создаются неравные конкурентные условия для организаций, абсолютно идентичных по своей величине, выручке, численности персонала, площади и обороту. Различие между ними лишь в том, что все аптеки, применяющие режим ЕНВД, относятся к частному бизнесу, а аптеки, применяющие ОСН – к публичному и государственному. Таким образом, право применения ЕНВД не является критерием определения сферы малого, среднего и крупного бизнеса, и принятие вышеуказанного закона вряд ли может служить исполнением Бюджетного послания Президента РФ о поддержке малого, среднего и социального бизнеса, поскольку все аптечные организации выполняют социальную функцию, обеспечивая наше население лекарственными препаратами.

С принятием закона под финансовое давление попадает цивилизованный и контролируемый рынок, отвечающий за лекарственное обеспечение социальных слоев населения и формирующий стандарты фармацевтической отрасли в России – государственные и муниципальные предприятии (ГУПы и МУПы), а также публичные аптечные сети. Эти аптеки стремятся обеспечить более полное наличие ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не носящего обязательный характер. Гарантированные налогоплательщики и плательщики страховых взносов находятся в уязвимом положении в сравнении с одиночными аптеками, аптечными пунктами и киосками. Меняется система лекарственного обеспечения с ориентиром на снижение качества. РААС считает это недопустимым.

Российские аптеки с 2011г. находятся в крайне сложном финансовом положении, вызванном отменой Единого налога на вмененный доход для 70% рынка и одновременным ростом тарифов страховых взносов, что повлекло увеличение суммы отчислений по страховым взносам на фоне увеличения налогового бремени для 70% аптечных организаций страны более, чем в два раза, вызвав отрицательные показатели деятельности.

Это подтверждают и официальные данные Росстата. По первому полугодию 2011г. аптечные организации демонстрируют многократное падение рентабельности до отрицательных значений с «0,1%» до «-2,4%». По центральному федеральному округу (ЦФО) рентабельность снизилась с «0,7%» до «-1,5%». На фоне снижения общей рентабельности по ЦФО, отрицательную рентабельность показывают аптеки Брянской «-5,5%», Владимирской «-4,2%», Воронежской «-0,1%», Ивановской «-2,8%», Костромской «-0,2%», Орловской «-2,1%», Тверской «-0,9%» областей. Критическая ситуация с отрицательными показателями и во многих других округах: Псковской области, республике Адыгея, Ростовской области, республике Алтай, Тыва, Алтайский край, Еврейской автономной области. В Приволжском федеральном округе снижение рентабельности до «-1,4%», с положительных «0,7%» 2010г. Самарская и Ульяновская области имеют рентабельность «- 4,9%».
Фармацевтический рынок нестабилен.

Данный закон неминуемо вызовет количественное сокращение рынка фармацевтической розницы, его контролируемой и прозрачной части, поскольку аптеки уже не в состоянии обеспечивать свою рентабельность. В риске к закрытию аптечные организации расположенные в селах и иных населенных пунктах, где нет других аптек. Неизбежен рост числа трудно контролируемых аптек, аптечных пунктов и киосков, вызывающих вопросы к происхождению и качеству реализуемых лекарственных препаратов.
Также, возможность применения 20% совокупной ставки обеспечит дробление крупных фармацевтических организаций на более мелкие, с целью обеспечения себя пониженной ставкой страховых взносов.

Следствием станет разрушение имеющейся налаженной системы снабжения лекарственными средствами в РФ, что негативно отразится на дальнейшем качестве оказания лекарственной помощи населению страны РААС провела оценку потерь федерального бюджета в 2012 году. Так, в 2011г. общую систему налогообложения (ОСН) применяют ГУПы, МУПы и публичные аптечные организации, занимающие 25% в обороте рынка. Выпадающий доход внебюджетных фондов, в связи с переводом их на ставку в 20% в 2012 году, составит всего 3 773 млн. руб. Данная сумма является незначительной для Федерального Бюджета страны, цена которому государственные программы и здоровье наших граждан.

Многократные обращения РААС по обеспечению пониженной ставкой страховых взносов все аптечные организации в адрес Президента, в адрес Правительства, министерств, Государственную Думу, Совет Федерации были от части услышаны и аптеки, применяющие ЕНВД выделены в отдельную категорию плательщиков страховых взносов с ставкой в 20%, но по нелогичным причинам без поддержки осталась наиболее ответственная и значимая часть аптечного рынка с долей в 25%. Единственный критерий, на котором могут основываться льготные ставки страховых взносов – это выполнение социальной функции при осуществление розничной фармацевтической деятельности.

РААС обратилась к Президенту с просьбой оказать поддержку ВСЕМ аптечным организациям, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и определением их в отдельную категорию налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, как это было до 2011 года, и установить для всех аптечных организаций равноправные условия, снизив ставку страховых взносов до 20%.


remedium