Директор Правового департамента Минздравсоцразвития России Сергей Вельмяйкин – о законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в интервью «Радио России»

Программа «Персона грата», ведущий — Виталий Ушканов.

Гость программы – директор Правового департамента Минздравсоцразвития России – Сергей Вельмяйкин.

— Прежде чем говорить о сути новации и об этом законопроекте, мне хотелось бы узнать, почему прослеживается именно такая последовательность? Сначала принимается закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и только потом закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Не логичнее было бы сделать наоборот?

ВЕЛЬМЯЙКИН: Нам показалось, что сначала надо создать финансовую основу. Эту финансовую основу как раз создаёт закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Благодаря этому закону система здравоохранения получит дополнительно 460 миллиардов рублей в течение 2011-2012 гг. Только после этого, с 2012 года вступит в силу новый закон «Об основах охраны здоровья граждан», который определит новые принципы и черты, по которым будет строиться отечественное здравоохранение.

— Прежний закон работал почти 20 лет. Понятно, что очень многое изменилось, как в законодательстве, так в жизни и в стране. Но неизменным остаётся только нарастающее недовольство рядовых пациентов уровнем и качеством медицинских услуг, как это ни печально констатировать. В последнее время эти рядовые пациенты, как я их называю, впадают в некие панические настроения, опасаясь, что вся эта реформа преследует одну цель – как можно больше денег выкачать не только из бюджета, но и из кармана граждан. Можете ли Вы разубедить скептиков?

ВЕЛЬМЯЙКИН: Я попробую. Мы всегда слышим, что цель любого реформирования, в том числе и реформирования здравоохранения, является попыткой взять ещё больше денег, в том числе и с граждан. На самом деле, реформирование идёт уже довольно длительное время, но постепенно, не всегда так громко и жарко. Всё это время мы создавали финансовую основу. Мы создавали какие-то важные, на наш взгляд, вехи, которые должны предопределить развитие отечественного здравоохранения.

Сейчас мы законом «Об основах охраны здоровья граждан» подошли вплотную к тому, чтобы чётко на законодательном уровне прописать, что у нас бесплатно, а что платно. Должен сказать, что по Конституции РФ у нас медицинская помощь оказывается бесплатно. Таковой она и останется. Любой человек в любой точке нашей страны, обратившись в лечебное учреждение, должен получить абсолютно одинаковую, независимо от своего местанахождения, медицинскую помощь в связи с той проблемой, которая у него возникла. Помощь должна ему быть оказана бесплатно. В том законе, который мы сейчас обсуждаем и который завтра будет обсуждаться на парламентских слушаниях, описано, что может предоставляться платно.

Платно могут предоставляться какие-то дополнительные бытовые сервисные услуги: улучшенное размещение (двухместная или одноместная палата), какие-то бытовые удобства. Человек может захотеть, чтобы к нему применяли супернавороченные лекарственные препараты, которые не предусмотрены стандартом оказания помощи в данном случае. В этой ситуации, если к нему могут быть применены те лекарства, которые положены по стандарту, при условии, что они не вызывают у него отторжения и, что самое главное, помогают, но, несмотря на это, он говорит, что хочет другие – то будет за них платить, но не более того. Всё то, что положено человеку по стандарту, он будет получать бесплатно. Это принципиальная позиция, которую мы последовательно выдерживаем. Сейчас мы закрепляем это законодательно.

— Каким будет механизм реализации права граждан на оказание бесплатной медицинской помощи? Человек приходит – и просто её получает?

ВЕЛЬМЯЙКИН: Человек приходит в поликлинику, предъявляет полис ОМС и говорит: «У меня простуда. Насморк и горло болит». По данному заболеванию есть свой стандарт оказания помощи. Я, к счастью, или, к сожалению, по основному своему образованию не врач, но простуда имеет умное название по международной классификации болезней. В соответствии с этим стандартом ему должны быть предоставлены услуги и определённый препарат, если мы говорим о стационарном лечении, то есть о лечении в больнице. Этот стандарт должен выполняться одинаково абсолютно везде. В этом и есть гарантия доступности и бесплатности медицинской помощи.

Я, конечно, привёл очень простой пример, как лечить простуду – знают все, как правило, мы сами с ней боремся. Но если говорить о более серьёзных заболеваниях, то там вопрос бесплатного лечения более актуален.

— Вы сказали, что «к счастью, или, к сожалению» Вы не врач. Так кому всё-таки проще реформировать систему здравоохранения: человеку, который имеет медицинское образование или человеку со стороны?

ВЕЛЬМЯЙКИН: Я, наверное, так и сказал, что «к счастью, или, к сожалению», потому что сам себе на этот вопрос ответить не могу. С одной стороны, в здравоохранении я работаю уже семь лет и научился ближе понимать нужды и чаяния медицинских работников. Потому что не секрет, что врачи – это особая категория людей, со своим менталитетом и жизненными устоями, взглядами на жизнь. За эти семь лет я научился их понимать лучше. С другой стороны, как мне кажется, я ещё не оторвался от тех самых обычных пациентов, которые приходят за помощью в медицинские учреждения…

Источник: Радио России


minzdravsoc.ru