Мир новостей (Москва), N023, 27.5.2008.
Связываться с медициной соотечественники не любят. Лечат российские эскулапы как бог на душу положит. Это не отрицают и сами медики.
По заявлению академика Александра Чучалина, каждый третий диагноз ставится отечественными врачами неверно. Для сравнения: в США процент врачебных ошибок составляет 3-4 процента, в Великобритании — 5, во Франции — 3. В итоге поход в лечебное учреждение становится похожим на игру в русскую рулетку, когда на кону стоит ваше здоровье, а иногда и жизнь. Мы попытались разобраться, как защитить себя от недобросовестных медиков.
Разберемся для начала, что делать, если при лечении врачи все же допустили ошибку.
— Защиту следует искать в суде, — говорит юрист Общества защиты прав пациентов «За здоровье и безопасность» Сергей Глазилин. — Согласно статье 1085 Гражданского кодекса, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок, а также расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств. Кстати, уголовная ответственность наступает лишь в самых крайних случаях: смерть либо причинение тяжкого вреда здоровью пациента. За это пункт 2 статьи 118 Уголовного кодекса РФ предусматривает до года тюрьмы и запрет в течение трех лет заниматься профессиональной деятельностью…
Как видите, отправить врача на нары практически нереально, но отсудить у медучреждения деньги за халтурное лечение — дело вполне возможное. Вот лишь два примера такого рода.
В районный суд Омска обратились супруга и дочь простого работяги, бывшего прораба, который погиб из-за неправильно поставленного диагноза.
Как следует из искового заявления, прораб обратился в омскую поликлинику из-за появившегося частого мочеиспускания по ночам. По результатам анализов ему рекомендовали обратиться в областной онкодиспансер. Выполненное там УЗИ диагностировало уплотнение над правым надпочечником, и врач сказал, что опухоль нужно удалить. Прораба госпитализировали в стационар Омского областного онкологического диспансера, все шло вроде бы нормально, но во время операции лопнула вена, открылось кровотечение и пришлось удалить правую почку. Прораба поместили в реанимационное отделение, где он вскоре скончался.
Жена и дочь посчитали, что смерть произошла в результате ненадлежащих действий медперсонала, тем более что гистологическое исследование опухоли показало, что она была доброкачественной и неотложных показаний к удалению не было. Омский суд, надо отдать должное, быстро разобрал дело и присудил взыскать в пользу истцов 239 106 рублей. Случай, согласитесь, крайний. А вот пример, сколько можно взыскать с медиков за неправильное лечение в стандартной ситуации.
Житель города К. обратился к частному стоматологу — ему потребовались банальные зубные протезы. После осмотра врач вынес вердикт: нужны четыре металлокерамических протеза. Еще ортодонт разъяснил, что единственным осложнением может быть терпимая боль от нагрева, когда зубы шлифуют. В тот же день пациенту обточили два зуба снизу слева. Никаких неприятных ощущений поначалу не было, но на следующий день появились сильные боли. Врач объяснил, что это с непривычки и скоро боли пройдут. Но они не стихали. Тогда стоматолог предположил, что боли возникают из-за кариеса нижнего зуба слева, так как пломба на нем поставлена плохо. Пломбу вскрыли, и врач депульпировал нервы. Но боли не прошли. Кончилось тем, что незадачливый пациент плюнул на частную клинику и пошел долечиваться в обычную муниципальную. Там визиту не удивились: оказалось, у частников старое оборудование, на котором обточка проводится без охлаждения. Итог — хронический пульпит, который пришлось долго лечить.
Суд посчитал, что стоматологическая фирма должна возместить истцу расходы на лечение плюс моральный ущерб — всего 10 749 рублей.
Как все же уберечься от врачебных ошибок? Вот что советует Сергей Глазилин: — Важно помнить, что вы имеете право получить исчерпывающую информацию не только о своем диагнозе, но и где, как и за сколько предстоит лечиться. Возможность выбора государственных клиник записана в ряде приказов Минздравсоцразвития. Еще момент: нужно узнать, какой поставят диагноз и какое назначат лечение другие врачи. Кстати, на Западе без альтернативного мнения специалиста даже в простых случаях пациент решение не принимает. Если речь идет об операции, следует собрать информацию не только о хирурге, но и об анестезиологе. Наконец, у вас должно остаться подтверждение оплаты препаратов и процедур (кассовый чек, платежка и т.п.). Но если конфликт с врачами все же произошел, нужно составить досудебную претензию к медикам. Она пишется в двух экземплярах: один остается у вас, другой сдается под подпись руководству клиники. В этом документе нужно указать, что с вами делали, что получилось и чего конкретно вы хотите. Вариантов требований всего три: возвращение денег, проведение повторного лечения и компенсация за моральный вред. Если больница не отреагировала на жалобу, можно обратиться к адвокату либо самостоятельно составить заявление в суд.