Российская Газета, 29.01.2008.
В этом году в России будет создан единый сайт (портал) государственных услуг в сети Интернет. Он объединит в единое информационное пространство данные о государственных услугах, предоставляемых федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Соответствующее постановление правительства РФ N 931 (опубликовано в «Российской газете» от 12 января 2008 года) было подписано премьером Виктором Зубковым в самом конце декабря прошлого года. Из-за новогодней суеты и праздников это событие могло пройти для многих граждан и организаций незамеченным. А ведь это один из важнейших проектов правительства, который радикально изменит характер и форму доселе весьма не простых бюрократических отношений граждан и бизнеса с органами власти.
Согласно постановлению с 1 января 2009 года все федеральные органы власти должны будут оказывать гражданам и организациям государственные услуги через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг). Другими словами, мы перейдем на новый уровень общения с чиновниками — виртуальный.
Сегодня ни для кого не секрет, что личные встречи с чиновниками — это практически всегда потеря времени и нервный стресс. Несмотря на то, что административная реформа идет у нас не первый год, пока, к сожалению, в большинстве случаев это всего лишь спешно отремонтированное здание с «одним окном», в котором якобы можно получить необходимую государственную услугу. На деле же гражданам, как и прежде, приходится самим бегать по этажам и коридорам бесконечных контор, собирая многочисленные согласования и подписи. Тогда как основная задача реформы — выстраивание технологий оперативного взаимодействия в режиме on-line между органами власти всех уровней.
После создания единого интернет-портала виртуальное общение с чиновником уберет множество неприятных моментов, которые мы испытываем сегодня при личном контакте. В настоящее время сплошь и рядом, отстояв не одну очередь, чтобы сдать, например, какие-то документы или получить справку, вам могут ответить, что вы все заполнили не так, или у вас не хватает документов, или нужны копии. На вопрос, где можно снять эти копии или как правильно заполнить бумаги, обычно звучит весьма грубый ответ: «Читайте все на стендах». Улыбка или добрые слова у наших чиновников в рационе встречаются крайне редко. Конечно, все будет по-другому, если вы пришли от «дяди Васи» или не с пустыми руками. Зато в 80 процентах случаев при возмущении иногда хамским поведением госслужащих можно услышать фразу: «Будете умничать, вообще принимать не буду».
Но даже и это все не так страшно, как потеря своего времени. Большинство государственных учреждений работает с 10 утра до 18 часов вечера, причем документы, как правило, не принимают уже после 17.00. Поэтому, чтобы попасть к ним на прием, большинству из нас приходится отпрашиваться с работы. Наличие единого портала госуслуг поможет многим гражданам и организациям решать свои проблемы и вопросы, не выходя из дома или офиса.
Как это будет работать? Для того чтобы получить справку или узнать о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и предоставляемым документам, необходимо будет зайти на портал государственных услуг, заполнить необходимые формы и получить ответ, причем также в электронном виде. Как уверяют в минэкономразвития, все будет просто, понятно и доступно.
Тем, у кого Интернета нет, расстраиваться не стоит, вам окажут помощь по телефону. Наряду с интернет-порталом должны заработать «телефонные центры» (call-центры), с помощью которых граждане по единому многоканальному телефону смогут получить исчерпывающую информацию по необходимым им государственным услугам, о месте и порядке их предоставления.
Работы по созданию интернет-портала и call-центров уже начаты. Как отмечают в минэкономразвития, технические вопросы все решаемы. Конечно, в первое время на портале нельзя будет оплатить штраф или пошлину. Зато можно будет получить такие госуслуги, как получение паспорта, регистрация недвижимости, выписка из Земельного кадастра и так далее. Единственное, с чем впоследствии могут возникнуть проблемы, это психологическая неготовность населения.
Минэкономразвития в рамках административной реформы уже попросило обратить внимание регионов и ведомств на информационное сопровождение административной реформы. Задача состоит в том, чтобы объяснять все новации гражданам на понятном и доступном языке.
В министерстве уверены, что сегодня особо необходимо обратить внимание на информационное сопровождение административной реформы. Анализ внедрения административных регламентов в 2006-2007 годах показал, что граждане и юридические лица недостаточно информированы о своих правах, а также обязанностях госслужащих.
В результате чего в настоящее время, отмечают в минэкономразвития, граждане и организации несут значительные временные, организационные и финансовые затраты на получение информации о порядке предоставления госуслуг. Также в министерстве отмечают, что гражданам и предпринимателям самим надо активнее отстаивать свои права. В федеральных же органах исполнительной власти и субъектах РФ должен быть проведен комплекс работ, направленных на повышение информированности граждан и бизнеса о порядке предоставления государственных услуг.
Конечно, новый интернет-портал госуслуг совсем исключить наше общение с чиновниками не сможет, но жизнь нашу существенно упростит. Что же касается личного контакта, то к 2010 году он все равно будет сведен на минимум. Согласно плану административной реформы к этому времени по всей стране должны заработать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Они будут представлять собой единое помещение, в котором граждане смогут получить комплекс взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, которые им окажут представители различных ведомств. В первую очередь это будут социальные выплаты и другие формы социальной поддержки и социальной защиты, регистрация собственности, операции с недвижимостью, определение гражданско-правового статуса (регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГСа). А также комплексные услуги и функции, связанные со взаимодействием с бизнесом. Это выдача разрешений, лицензирование и так далее. Организовано это будет по принципу «одного окна».
Сейчас уже в 16 субъектах РФ запущены первые 18 МФЦ. Это пилотные проекты, опыт при создании которых впоследствии будет использоваться другими регионами. Как пояснили нам в минэкономразвития, создание МФЦ — это не какая-то временная компания, в бюджете 2008-2010 годов заложены значительные средства на их формирование. С софинансированием регионов это в общей сумме составит около 2 миллиардов рублей ежегодно.
Опубликовано в РГ-Бизнес N638 от 29 января 2008 г.