Перспективы детского здравоохранения

Увеличить темпы преобразований в системе детского здравоохранения настоятельно рекомендовал глава государства Дмитрий Медведев на заседании «Инновационные медицинские технологии и разработки в детском здравоохранении» комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, и озвучил три основные проблемы-направления, над которыми предстоит поработать. Президент отметил, что «внедрение новой техники и методик в детском здравоохранении, передовых лекарственных средств и медицинской техники дает реальный шанс в борьбе с заболеваемостью, в конечном итоге — это спасение жизни детей».

Направления развития

«Первое, на что нужно сегодня обратить внимание, – это обеспечение детей высокоэффективными лекарственными препаратами – естественно, современными и безопасными и, конечно, в соответствующих возрасту ребёнка дозировках. Наша педиатрия не располагает достаточным арсеналом официально зарегистрированных препаратов в детских дозировках», — сказал президент, подчеркнув, что «нужно эту систему менять с учетом мирового опыта». «Второе – это персонал детских больниц. Я не говорю о том, что он должен быть высокопрофессиональным, это совершенно очевидно. Но есть ещё проблема современной аппаратуры. Надеюсь, что она будет частично разрешена в рамках региональных программ модернизации здравоохранения. Эти программы сейчас мы исполняем», — продолжил Дмитрий Медведев. И третье направление, которое обозначил Медведев — это производство отечественной медицинской и техники. «Вопрос, очевидно, непростой, но сегодня могут быть найдены соответствующие механизмы», — заявил Медведев. Кроме того, участники заседания уделили внимание перспективам развития современных технологий диагностики и профилактики заболеваний в лечебных учреждениях, производству медицинской техники на территории страны и развитию ядерной медицины.

Школьная медицина.

Министр Татьяна Голикова рекомендовала регионам предусмотреть дополнительные выплаты и социальные льготы медицинским работникам образовательных учреждений.

С учетом территориальных условий и числа обучающихся Минздравсоцразвития России разработаны различные формы медицинского обслуживания детей в школах: в городах используется «традиционная» форма, когда медработники находятся в штате детской поликлиники, в составе отделений организации медицинской помощи детям образовательных учреждениях; в городах с населением менее 25 тысяч человек в штатах центральных районных больниц также есть ставки врачей-педиатров и медицинских сестер для медицинской помощи обучающимся. Обслуживание по принципу «единого педиатра» проводится на педиатрическом участке с профилактической  работой в школах и разработкой необходимых рекомендаций по оздоровлению. В сельской местности профилактические осмотры проводятся бригадой врачей-педиатров и врачей-специалистов в установленные сроки с назначением рекомендаций по оздоровлению и медико-педагогической коррекции. Малокомплектные образовательные учреждения в сельской местности обслуживаются медицинскими работниками ФАПов. В отдельных регионах имеется опыт работы по созданию центров или отделений охраны здоровья детей, которые организованы на базе школ, медицинские работники находятся в штатах школ. В отдельных регионах налажена совместная работа центров здоровья и дошкольно- школьных учреждений, это как выездные формы осмотров, так и координация работы по телемедицинской связи.

В ближайшие годы планируется развитие деятельности центров здоровья для детей, проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2011 года во всех регионах вводится новое мероприятие с целью раннего выявления и профилактики развития заболеваний — углубленная диспансеризация подростков, с участием врачей-специалистов и проведением функциональных и лабораторных обследований. Планируется введение в школах специалистов по общественному здоровью и ориентация на эту работу специалистов медицинских кабинетов.

Татьяна Голикова акцентировала внимание на том, что с этого года начинается работа по созданию условий для инклюзивного образования, физического и психосоциального благополучия детей-инвалидов, а также проведение социологического тестирования обучающихся для выявления детей, склонных к самоубийству, — развитие системы психологической помощи данной категории детей.

Диспансеризация подростков.

В рамках программ модернизации здравоохранения регионов в 2011 – 2012 гг. предусмотрено проведение углубленной диспансеризации более 2,5 млн. детей подросткового возраста, на эти цели предусмотрены средства в объеме более 3 млрд. рублей. В настоящее время Минздравсоцразвития разрабатывается проект приказа, утверждающего Порядок оказания медицинской помощи детям в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Порядок устанавливает правила оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе плановой и неотложной медицинской помощи детям в возрасте от 2-х месяцев до 17-ти лет включительно в образовательных учреждениях России различных типов и направлен на эффективное проведение профилактики заболеваний, оздоровления школьников.

Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные программы начального, среднего и высшего профессионального образования, с целью раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ» определяет порядок проведения осмотров и механизм взаимодействия образовательных учреждений и медицинских организаций.
Источник:  Ремедиум Приволжье, № 5 (2011)


remedium