Аналитики считают, что в текущем году рост отечественного фармрынка не будет динамичным, а останется на уровне 10-12%. Рынок продолжит уходить от лекарств дешевой ценовой категории и по-прежнему будет привлекательным для иностранных инвесторов. Об этом рассказал директор DSM Group Сергей Шуляк 1 февраля на II международной конференции «Управление фармацевтическим бизнесом 2012: от качества продукции до эффективности продаж».
Эксперт считает, что замедление роста фармрынка является нормальным после той динамики, которую показывала отечественная фарма еще пару лет назад.
Аналитик уверен, что осенне-зимний спрос на лекарства спас рынок от падения, которое отмечалось весной 2011 г. «Осенний спрос вытянул аптечные компания из убыточных показателей, особенный рост рынок показал в августе 2011 г., когда он достиг уровня 21%»,- отметил аналитик. В целом, отмечает эксперт, рост цен на лекарственные препараты в 2011 г составил порядка 8,8%. «Рост цен на ЛС в 2012 г. станет драйвером роста рынка»,- уверен эксперт.
В 2011 г. рынок госсектора вырос на 12%, в коммерческом сегменте рост составил порядка 15%, отмечает эксперт.
Эксперт отметил, что в 2011 г. отечественные препараты росли в цене, но в упаковках почти не росли. Эта тенденция, по мнению аналитика, сохранится и в 2012 г. Также, по его мнению, на рынке сохранится тенденция ухода от дешевых препаратов. Доля препаратов в ценовой категории до 50 руб. в 2011 г. снизилась на 2%. В то же время доля препаратов в ценовой линейке 150-500 руб. выросла. «Это также нормальное явление на рынке. Население понимает, что наиболее эффективные препараты стоят дороже. Уже сегодня мы видим в аптеках уменьшение доли дешевых препаратов», — рассуждает эксперт. По его словам, в 2011 г. продажи таких недорогих препаратов, как корвалол, активированный уголь, цитрамон, валидол и цефазолин снизились на 37 млн упаковок.
Несмотря на замедление роста, российский рынок по-прежнему остается привлекательным для иностранных инвестиций, считает эксперт. «Согласно данным Госкомстата, объем иностранных инвестиций в российский рынок в 2011 г. составил порядка 12 млн долл., однако, судя по тем работам, которые были проведены в ушедшем году на промышленных площадках, считаю, эту цифру надо умножить еще, как минимум, в 30 раз», — отметил Сергей Шуляк.
По данным DSM Group, лидером на коммерческом рынке по продажам ЛС в 2011 г. стала российская компания «Фармстандарт». Продажи производителя составили 17,048 млрд руб, прирост компании составил 13,8% . Вторую строчку в рейтинге DSM занимает компания Sanofi продажи которой достигли 15 054 млрд руб . Тройку лидеров замыкает Berlin-Chemie с объемом продаж 13 100 млрд руб .