Татьяна Яковлева: Развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении сдерживает отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы

В настоящее время государством осуществляются беспрецедентные по объему инвестиции в систему здравоохранения, прежде всего в рамках Программы модернизации здравоохранения, национального проекта «Здоровье» и ряда других социальных проектов. Татьяна Яковлева, первый зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья считает, что для реализации столь амбициозных планов требуется изменение подходов государства к взаимодействию с частным бизнесом – как минимум внедрение практики долгосрочного госзаказа, но, по сути, здесь должна идти речь уже о полноценном государственно-частном партнерстве. Выступая 22 марта на «круглом столе» «Организация государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, Татьяна Яковлева отметила, что до сих пор в нашей стране государственно-частное партнерство развито очень слабо и, прежде всего, по причине отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы, что сдерживает его развитие. Необходимо законодательно решить вопросы с медицинским страхованием, с предоставлением контрактов на долгосрочную аренду помещений частным учреждениям. По ее мнению, должен быть разработан отдельный закон о государственно-частном партнерстве.

Ее поддержал представитель Минэкономразвития России Сергей Беляков, который считает очевидным ответ на вопрос «Нужно ли развивать институт государственно-частного партнерства?». По его словам, ключевым вопросом является мотивация государственно-частного партнерства и финансовая составляющая: «Главная задача — создать максимально комфортные условия для вхождения в рынок медицинских услуг для государственно-частного партнерства. Здесь необходимо говорить о системной политике государства в отношении государственно-частного партнерства и, прежде всего, о предоставлении долгосрочных гарантий частным инвесторам».
«Я сторонник того, чтобы был отдельный закон о государственно-частном партнерстве», — считает советник РАМН Сергей Колесников. По его мнению, Минздравсоцразвития России должно разработать специальную программу развития государственно-частного партнерства.

В рамках «круглого стола» выступили владельцы частных медицинских учреждений из различных регионов России. Они сошлись во мнении, что главные проблемы — это отсутствие доступа к квотам на предоставление медицинских услуг и использование медико-экономических стандартов, а также предоставление частным клиникам льготного кредитования.

По утверждения Тимофея Нижегородцева, начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, необходимо законодательно определиться с режимом использования оборудования и недвижимости для частного здравоохранения, а также с формированием коммерческого интереса инвесторов.

Как считает Андрей Юрин, председатель Федерального фонда ОМС, при обсуждении темы государственно-частного партнерства, либо лекарственного страхования, не надо забывать о том, что ресурсы всегда ограничены. По его утверждению, нужно понимать, что будущее за лекарственным страхованием и за совмещением ДМС и ОМС.

Участники «круглого стола» рекомендовали рассмотреть вопрос о разработке проекта Федерального Закона «О государственно-частном партнерстве в Российской Федерации», разработать совместно с бизнес-сообществом предложения по реформе налогового законодательства, стимулирующие приток инвестиций в социальную сферу, рассмотреть вопросы о снижении административных барьеров при осуществлении госзакупок, а также о предоставлении преференций частным компаниям, осуществляющим свою деятельность в сфере здравоохранения на основе государственно-частного партнерства.


Тамара Панфилова
ФВ