Андрей Обручников: «Не считаю себя перфекционистом, но коллеги думают иначе»

Отечественный фармрынок стремительно развивается. Что нового готовят крупнейшие производители лекарств для аптек, медработников и потребителей? Об этом мы поговорили с коммерческим директором компании «АстраЗенека» Андреем Обручниковым. 

– «АстраЗенека» активно использует новые каналы распространения информации, такие как вебинары, мобильные приложения для врачей и пациентов. Есть ли нечто подобное для аптек?

– Конечно, мы делаем особую ставку на разработку именно инновационных каналов коммуникации, большое внимание уделяем визуализации информации и в сотрудничестве с несколькими аптечными сетями уже успешно внедрили дистанционные электронные программы обучения, доступные и интересные для восприятия. Обучение по ним позволяет фармацевтам получить дополнительные знания без отрыва от работы. Взаимодействие с аптеками является для нас одним из приоритетных направлений. Провизор – это важнейшее связующее звено в диалоге между производителем лекарств и пациентом. Для нас важно, чтобы аптечные работники предоставляли потребителям полную и достоверную информацию о применении препаратов и об особенностях их действия. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать профессиональный уровень фармацевтов и информировать их свойствах наших инновационных ЛС.

Провизор – это важнейшее связующее звено в диалоге между производителем лекарств и пациентом 

– Интересно, как проходит обучение в среднестатистической аптеке?
– В наибольшем объеме мы реализуем подобные программы обучения в крупных аптечных сетях. Для образовательных презентаций там выделены отдельные дни. Происходит внедрение презентаций компании в собственные образовательные программные курсы сети. Обучение завершается итоговым тестом.

– И вы видите ответную реакцию со стороны провизоров и фармацевтов?
– Как ни странно, тема действительно нашла живой отклик среди фармсотрудников. Руководители аптек видят, что e-learning поднимает общий уровень знаний провизоров и фармацевтов и помогает повысить качество консультирования. Таким образом, покупатели приходят в эту аптеку чаще, становятся постоянными клиентами, а прибыль предприятия возрастает.
Кроме того, хорошо работает проект «Телемаркетинг». Когда у компании «АстраЗенека» появляются новые препараты, меняются цены или стартуют какие-то дополнительные программы, мы сообщаем об этом по телефону. Обзванивая аптеки, узнаем, достаточно ли у них товарного запаса, хотят ли они сделать новый заказ, и предлагаем им тех дистрибьюторов, у которых лекарственное средство точно есть в наличии. Я думаю, некоторые ваши читатели уже сталкивались с таким сервисом. Основной фокус – донесение информации, но есть и образовательная составляющая.

– Вы ощущаете результаты работы – своей и компании? Чем особенно гордитесь?

– Недавно «АстраЗенека» вывела на российский рынок инновационный антиагрегант Брилинта для лечения пациентов с острым коронарным синдромом. Брилинта предотвращает каждую пятую смерть в течение первого года после ОКС. Это означает, что мы реально сможем внести свой вклад в снижение показателей смертности от болезней сердца и сосудов.
Найти молекулу и коммерциализировать ее – достаточно сложный процесс, в последнее время лишь немногие компании могут похвастаться революционными разработками, которые, без преувеличения, спасают жизни. И мы действительно гордимся тем, что относимся к их числу. 

Все больше людей интересуется не просто сравнением стоимости препаратов, а сопоставлением затрат на лечение и сопутствующих выгод от терапии инновационными ЛС

– Много ли фармакоэкономических исследований проводит «АстраЗенека» в России?
– Достаточно много, и это радует. Такие работы – важнейший инструмент для принятия решений организаторами здравоохранения. Мы понимаем, что все больше людей интересуется не просто сравнением стоимости препаратов, а сопоставлением затрат на лечение и сопутствующих выгод от терапии инновационными ЛС. Например, на первый взгляд препараты «АстраЗенека» дороже ЛС конкурентов. Но если принять во внимание, что их прием не приводит к хронизации заболевания, зачастую человек полностью выздоравливает, остается трудоспособным и продолжает жить полноценно – преимущества становятся очевидны.

Этими данными сегодня интересуются многие специалисты в сфере здравоохранения. Так, если мы хотим предложить лекарственные препараты, которые будут оплачиваться за счет бюджетных средств, то должны предоставить заказчику (то есть государству) всю информацию об их эффективности – не только клинической, но и фармакоэкономической.

– Какова специфика фармрынка России с точки зрения иностранного фармпроизводителя? 
– Во-первых, здесь высока степень неудовлетворенности в медицинских потребностях. Также мы видим, что эксперты прогнозируют значительный рост числа хронических неинфекционных заболеваний. Во-вторых, развитие отечественного рынка – во многом результат реализации инициатив российского правительства, направленных на модернизацию системы здравоохранения страны. Безусловно, мы поддерживаем их и делаем ставку на развитие российского фармсектора.

– С какими сложностями сталкивается компания?
– Конечно, больше всего нас, как иностранных инвесторов, беспокоит непредсказуемость российского фармрынка, поскольку специфика научных исследований и разработок препаратов подразумевает довольно большой срок вывода инновационного препарата на рынок – порядка15 лет. В таких условиях очень важно, чтобы окружающая среда, инвестиционный климат, а также законодательная база были стабильны и прозрачны.

Мы поддерживаем инициативы по модернизации здравоохранения и делаем ставку на развитие отечественного фармсектора

Актуальна и проблема инфляции. Мы одна из первых фармкомпаний, перешедших на финансовые операции в рублях. При этом большинство наших продуктов входит в список ЖНВЛП и цены на них контролируются государством. В такой ситуации инфляцию компенсировать очень сложно. Поэтому мы считаем, что было бы правильно разрешить зарубежным производителям лекарств корректировать цены с ее учетом.

– Ваши трудовые будни очень насыщенны. Остается ли время для отдыха?
– Хотя график у меня ненормированный, есть 2 выходных, когда удается вырваться из Москвы на дачу, а иногда уехать на выходные в другие города или даже за рубеж – в Европу или страны СНГ – немного попутешествовать, развеяться и получить новые впечатления. И плюс есть дети, которые требуют достаточно много времени, вместе с тем это определенная отдушина. Каждый вечер можно поиграть с дочками. Бывают, конечно, и форс-мажоры – например, в этом году я из-за работы не попал на 6-летие старшей и очень из-за этого переживал, а до этого пропустил выпускной бал в детском саду младшей дочери.

– А хобби у вас есть?
– Я с большим увлечением занимаюсь в фотошколе и пытаюсь совершенствоваться. Это хобби, которое со временем переросло в полупрофессиональную деятельность. А начиналось все с отпускных фото – пейзажей, архитектуры. Потом все больше стали интересовать люди, особенно жители других стран.

– Удалось ли в этом году побывать в отпуске и привезти новые снимки и впечатления?
– Да, как ни странно. Я традиционно в конце февраля – начале марта езжу отдыхать. Очень люблю путешествовать, и в этом году посетил Перу и Эквадор, Галапагосские острова. Я просто влюбился в Южную Америку и в следующий свой отпуск хочу съездить в Аргентину.

Досье 

Андрей Обручников 
окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.
Свою карьеру в фармацевтическом бизнесе начал в Санкт-Петербурге в 1995 году. С начала 1997 года работал ведущим менеджером по импорту в фармацевтическом дистрибьюторе «Хитон», Санкт-Петербург; затем занимал должности директора филиала в Челябинске и Москве. В 2000 году был назначен на пост директора по развитию филиальной сети.
В 2001-м перешел в компанию «Авентис» (Sanofi-Aventis) на должность менеджера по работе с ключевыми клиентами, а впоследствии на должность национального коммерческого менеджера.
В марте 2005 года принял приглашение компании «АстраЗенека» и был назначен на должность национального коммерческого менеджера. С февраля 2008 года занимает пост коммерческого директора.
Перфекционистом себя не считает, однако коллеги думают иначе.
Любит путешествовать, везде посещает рыбные рестораны. На память из поездок привозит фигурки в национальных костюмах и сувенирные тарелочки.
Любимый спорт – биатлон, есть разряд по лыжным гонкам.
Девиз – «Лучшее всегда впереди».

Юлия Акимова

Источник:  журнал «Российские аптеки» №17 (2012)


remedium