Память зависит от ощущения собственного тела

Студент с оборудованием для «выхода из тела» на приёме у «профессора». (Фото Staffan Larsson / Karolinska Institutet.)

Чтобы запомнить какое-то событие, мы должны чувствовать собственное тело — иначе мозг не сможет собрать данные в единую картину и записать их в долговременную память.

Память, которая хранит события из нашей жизни, называется эпизодической; главные её характеристики — где и когда произошло то, что запомнилось. Как она образуется, наука до конца ещё не знает (как, впрочем, и в случае других видов памяти), однако для её формирования совершенно точно требуется ощущение собственного тела.

О том, что между ощущением тела и памятью есть некая связь, известно давно: у некоторых психиатрических больных выход из собственного тела чётко коррелировал с фрагментацией памяти. И вот исследователи из Каролинского института и Университета Умео (оба — Швеция) попробовали проверить эту связь на психически здоровых людях.

В эксперименте участвовали 84 студента, которые должны были отвечать на вопросы некоего эксцентричного профессора, сыгранного приглашённым актёром. Перед тем как начать общаться с «профессором», испытуемые надевали специальные очки и наушники, которые в какой-то момент создавали иллюзию выхода из тела.

Спустя неделю после этого студенты снова приходили в лабораторию, где должны были вспомнить, что происходило во время их разговора с «преподавателем». Как сообщают исследователи в журнале PNAS, фрагменты разговора, которые приходились на «выход из тела», подопытные помнили заметно хуже, чем те моменты, когда общались, будучи «в своём теле». При этом во время самой беседы они одинаково отвечали на вопросы, будь то в теле или вне его, и никаких эмоциональных скачков при этом не было.

Одновременно экспериментаторы с помощью МРТ следили за активностью мозга тех, кто пытался вспомнить, и оказалось, что при попытке воскресить в памяти эпизоды «выхода из тела» в мозге сильно падала активность гиппокампа. При этом усилия, направленные на воспоминания, явно присутствовали, о чём можно было судить по активности лобных долей коры.

Получается, что во время записи события в память нашему мозгу (точнее, гиппокампу) нужен якорь в виде нашего собственного тела. Если телесное самоощущение нарушено, гиппокамп не может консолидировать разные куски информации в единую картину и погрузить всё это в долговременную память.

Возможно, эти данные как-то помогут при восстановлении памяти у тех, у кого она исчезла из-за психоневрологического расстройства или сильного потрясения.

Подготовлено по материалам Каролинского института.


compulenta