Дело медтехники

Время Новостей, N°162, 04 сентября 2008.
В «Росздравнадзоре» обнаружили фальшивые документы

Чиновники от здравоохранения, похоже, становятся постоянной «клиентурой» правоохранительных органов. На днях в столице было заведено очередное уголовное дело — на сей раз следователи изучают схемы, по которым в Россию ввозились медтехника и изделия медицинского назначения иностранного производства. Вся подобная продукция должна проходить в нашей стране испытания и соответствующим образом регистрироваться. Однако в ходе проверки, которую недавно проводил департамент экономической безопасности МВД по поручению заместителя генерального прокурора Виктора Гриня, выяснилось, что в кипах ежегодно оформляемых справок и сертификатов на медтехнику есть и фальшивки. В частности, поддельные печати и подписи были обнаружены на документах, поступавших в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития — именно это ведомство отвечает за регистрацию товаров медицинского назначения. Этот факт послужил причиной возбуждения уголовного дела по статье №327 УК («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»).

Основные фигуранты уголовного дела — ключевые чиновники «Росздравнадзора», включая руководителя этого ведомства Николая Юргеля. На днях в УВД ЦАО Москвы были допрошены первые три свидетеля, проходящие по делу. Это заместитель начальника управления регистрации зарубежной медицинской техники и изделий медицинского назначения «Росздравнадзора» Валерий Ковалев, руководитель правового отдела этого ведомства Исамутдин Гусенбеков и один из его заместителей. Собственно, именно г-н Гусенбеков и взялся «вскрыть коррупционный нарыв» в ведомстве. Именно он в открытую написал жалобу на действия собственного руководства в Генпрокуратуру и собственноручно передал проверяющим девять папок с фальсифицированными документами.

Недоброжелатели Исамутдина Гусенбекова утверждают, что «вынести сор» из федеральной службы его заставил тот факт, что он попал под сокращение кадров — о грядущем увольнении юристу сообщили в конце лета. Но сам г-н Гусенбеков считает, что именно его разоблачительная деятельность, направленная исключительно на выявление коррупционеров, и послужила непосредственной причиной увольнения. «Еще в апреле я написал служебную записку на имя руководителя федеральной службы, в которой рассказал об имеющихся нарушениях, но никакой реакции не последовало», — рассказал «Времени новостей» г-н Гусенбеков. По его словам, через некоторое время ему в самых нелицеприятных выражениях дали понять, что разбираться в особенностях регистрационных документов правовому отделу не надо. И после того как неугомонный юрист стал писать во внешние инстанции, просто уволили. Судя по всему, последней каплей было письмо, которое Исамутдин Гусенбеков направил министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой 4 августа. Там говорится: «В «Росздравнадзоре» длительное время грубо нарушаются требования законодательства Российской Федерации. Регистрация изделий медицинского назначения зарубежного производства осуществляется через посреднические фирмы, подконтрольные руководителю «Росздравнадзора» Н.В. Юргелю и его близкому окружению (ООО «Центр сертификации и декларирования», ООО «Регмедсервис», ООО «Медресурс» и др.), и на основании поддельных документов (подделываются результаты испытаний, нотариальные штампы и подписи, печати организаций). Практически все результаты испытаний на впервые регистрируемые изделия медицинского назначения зарубежного производства являются поддельными».

Ответа на это письмо нет до сих пор. Но, как стало известно «Времени новостей», еще до ухода в отпуск министр поручила разобраться в ситуации нескольким департаментам и даже поставила свою резолюцию на документе. Содержание ее, конечно, еще может быть скорректировано с учетом того, что за время отпуска г-жи Голиковой появилось уголовное дело. Но пока в Минздравсоцразвития «Времени новостей» официально сообщили, что изучают имеющиеся материалы. И в ближайшее время будет дана оценка действиям всех участников конфликта.

В свою очередь в «Росздравнадзоре» утверждают, что служебное расследование по сигналу юриста было проведено еще летом. «Перечисленные в обращении г-на Гусенбекова компании ни в каких отношениях с федеральной службой никогда не состояли. Мы проверили — они с нами не работали. А то, что касается уголовного дела, то в этом нет ничего необычного. Мы плотно работаем с МВД и, заподозрив подделки на этапе оформления документов совсем другой компании — ООО «Сантапродукт», сами обратились к ним. Это решение было принято на уровне руководства «Росздравнадзора», — заявил «Времени новостей» замначальника управления регистрации зарубежной медтехники и изделий медназначения Валерий Ковалев.

Примечательно, что в самом ООО «Центр сертификации и декларирования» уверены, что работают с «Росздравнадзором», и более того, регулярно подают заявки в это ведомство на сертификацию. «Название нашей компании прозвучало в связи с этой неприятной историей, скорее всего из-за того, что г-н Гусенбеков заглянул в базу федеральной службы и увидел, что больше всего обращений там от нас. Мы действительно лидеры на рынке консалтинговых услуг в данной сфере», — рассказал «Времени новостей» генеральный директор ООО «Центр сертификации и декларирования» Дмитрий Зубарев, ранее тоже работавший в «Росздравнадзоре». Два года назад г-н Зубарев создал собственную компанию, которая является органом по сертификации Госстандарта. «Наша компания помогает иностранным производителям разобраться в правилах работы на российском рынке и имеет право выдавать сертификаты соответствия на продукцию», — отметил г-н Зубарев.

Примечательно, что у участников рынка медтехники факт появления уголовного дела не вызвал ни особого удивления, ни беспокойства. Система регистрации изделий медназначения в нашей стране так устроена, что по-другому, кроме как с нарушением нормативных документов и при наличии коррупционной составляющей, она вообще не будет работать. В этом практически уверен председатель Европейской ассоциации производителей изделий медназначения Виталий Омильяновский. В правовом вакууме, когда нет закона «Об изделиях медицинского назначения» и весь этот рынок регулируется исключительно административным регламентом и решениями чиновников, любая предсказуемость ценится иностранными производителями превыше всего. Им не жалко заплатить посреднической компании за организацию регистрации их продукции от 500 (реагенты in vitro) до 30 тыс. долл. (компьютерный томограф) и спать спокойно, зная, что все будет гладко и сделано в срок. «Эти расходы на регистрацию включены в бюджет любой компании», — рассказал «Времени новостей» г-н Омильяновский. Как посредническая компания все организует, производителя несильно заботит. «Система работает, и сегодня она прогнозируема. Медизделия регистрируются и попадают на рынок», — уверен руководитель профессиональной ассоциации.

На практике фактически все поставщики изделий медназначения пользуются услугами посредников, которых главный юрист «Росздравнадзора» обвиняет в подделке документов и сговоре с руководством федеральной службы. Дело в том, что по российскому законодательству обращение на территории страны таких изделий без регистрации запрещено. Чтобы получить нужные сертификаты, изделие должно пройти ряд процедур, главная из которых — проверка его качеств на той или иной испытательной базе (это может быть как лечебно-профилактическое учреждение, так и специальная лаборатория). Но чтобы привезти опытный образец продукции для испытаний, нужно получить специальное письмо в «Росздравнадзоре» и дождаться, когда федеральная служба договорится о разрешении на ввоз с таможенными органами. Это долгая процедура, и в реальности ею никто не пользуется.

«Я ни разу не видел таких обращений от производителей, хотя после административной реформы они должны были бы обязательно проходить через мой отдел», — говорит Исамутдин Гусенбеков. По его словам, все посредники располагают набором печатей различных больниц и преспокойно сами выписывают свидетельства об успешном прохождении тем или иным прибором испытаний. Правда, периодически оказывается, что подписи у одного и того же главврача на таких бумагах совершенно разные, но раньше на это, по словам юриста, всегда закрывали глаза. И регистрационное свидетельство в «Росздравнадзоре» выписывалось без проблем.

Справедливости ради стоит сказать, что особого ущерба здоровью граждан такая ситуация никогда не наносила, ведь импортная техника всегда проходит очень серьезную проверку в тех странах, где ее выпускают. Более того, в абсолютном большинстве случаев по-настоящему оценить ее рабочие качества в России просто невозможно. «Нет системы современных, оснащенных экспертных организаций с профессиональными экспертами в штате», — объясняет Виталий Омильяновский. Сейчас обычная городская больница испытывает сложнейший компьютерный томограф и дает какое-то заключение на его счет.

По мнению представителей рынка, если дать «зеленый коридор» известным иностранным компаниям, освободив их от административных поборов, то это значительно уменьшит неучтенные финансовые потоки в системе и одновременно даст возможность проводить настоящие проверки действительно подозрительной техники, скажем, из Китая или Индии. Ведь при нынешнем потоке вновь зарегистрированных изделий медназначения серьезно разобраться в потребительских свойствах даже десятой доли из них не получается. По данным управления регистрации зарубежной медицинской техники и изделий медицинского назначения «Росздравнадзора», в 2007 году регистрационные удостоверения получили 1033 наименования импортных изделий, ранее не поставлявшихся в нашу страну, а за первое полугодие нынешнего года — 950. При этом 32% выданных свидетельств приходится на реагенты in vitro, 24% — на стоматологические протезы, 9% — на медицинские наборы, 8% — на приборы и аппараты, 3% — на хирургические инструменты, 2% — на очковую оптику. Все прочие приходятся на так называемые «прочие товары», не подлежащие отдельной классификации.

Галина ПАПЕРНАЯ