Общественники и ФАС просят не реформировать систему закупки лекарств
Представители Всероссийского союза пациентов и Лиги защитников пациентов вчера выступили против кардинальных изменений в государственной системе закупки лекарств. С января 2014 года Минздрав перестает централизованно закупать лекарства, передавая полномочия регионам. По мнению экспертов, реформа приведет к неразберихе с закупкой лекарств для людей с редкими заболеваниями, подорожанию и дефициту жизненно необходимых препаратов и ухудшению здоровья нескольких десятков тысяч больных. Эту позицию поддержали в Федеральной антимонопольной службе, где намерены просить правительство пересмотреть планы по реформе.
Кардинальные изменения в системе закупки лекарств обернутся серьезными проблемами для людей с редкими заболеваниями, уверены в общественных организациях. С 1 января 2014 года, согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан», функции по закупке лекарств передадут от Минздрава в регионы. «Мы обратимся с письмом к президенту Владимиру Путину, чтобы власти оставили все как есть — централизованные закупки лекарств через Минздрав»,— заявил вчера сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев. По его словам, в первую очередь пострадают граждане, чьи заболевания включены в ФЦП «7 нозологий».
Программа ФЦП «7 нозологий» реализуется с 2007 года, бесплатные лекарства по ней получают люди с рассеянным склерозом, болезнью Гоше, гемофилией, онкогематологическими заболеваниями, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом и те, кто перенес трансплантацию органов. Ежегодно в рамках ФЦП выделяется более 50 млрд. руб., помощь получают более 115 тыс. больных.
Сейчас Минздрав сам закупает лекарства для этой ФПЦ на аукционах и раздает их регионам, однако с января 2014 года ведомство станет выделять регионам деньги в зависимости от их потребности в препаратах. «С этого момента эффективность ФЦП снизится или вовсе девальвируется,— уверен господин Жулев.— Пока закупки вел Минздрав, у 96% больных гемофилией были предотвращены кровотечения, люди перестали жаловаться на недостаток дорогостоящих лекарств».
Экспертов беспокоит, что вместе с передачей закупок регионам увеличится и количество аукционов. Если в 2013 году по линии Минздрава было проведено 26 тендеров на лекарства, то в 2014-м запланировано уже 2158 конкурсов. Господин Жулев говорит, что проконтролировать прозрачность закупок в этом случае будет намного сложнее. Глава общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Северский считает, что новые правила позволят проводить махинации с бюджетными средствами. «Поскольку объем финансирования региона зависит лишь от потребностей субъекта в лекарствах, местные власти могут их искусственно завышать»,— отметил он.
Недовольство общественных организаций поддерживают и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородский уверен, что новая система приведет к росту цен. «Поскольку поставки дробятся на 83 региона, цены на лекарства пойдут вверх. Есть экономическая аксиома: чем меньше поставка, тем больше на нее цена»,— констатировал чиновник. У господина Нижегородского есть вопросы и к допуску крупных поставщиков лекарств на местные рынки, которые, как правило, монополизированы местными компаниями.
Директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава РФ Сергей Разумов заверил, что на 2013 год лекарствами обеспечены все регионы, а для борьбы с их дефицитом в 2014 году ведомство сделает резерв препаратов. Однако ФАС эти доводы не убедили. «Мы собираемся обратиться в правительство с просьбой еще раз проанализировать процесс регионализации закупок лекарств»,— заключил господин Нижегородский.
Вячеслав Ъ-Козлов
kommersant