По данным отчета, подготовленного Business Insights, в 2008 г. темп ежегодного роста второго по величине мирового фармрынка составил 17,2% – до 68,8 млрд долл. США. Однако, по мнению экспертов, в период до 2014 г. этот показатель составит всего 4,8%. Выше среднего ожидается увеличение продаж таргетных лекарственных препаратов, а также антинеопластиков и иммуномодуляторов (19,8 и 10,1% соответственно).
В 2008 г. в Японии лидерами продаж были средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (6 наименований в ТОП-10 наиболее продаваемых препаратов), заболеваний ЖКТ и антиинфекционные препараты (14,6 млрд, 9,6 млрд и 6,5 млрд долл. США соответственно). Самым продаваемым лекарственным средством стал гипотензивный препарат Blopress компании Takeda. По сравнению с 2007 г. его продажи выросли на 13,3% – 1,1 млрд долл. США. Анализируя развитие японского фармрынка за последнее десятилетие, аналитики отметили, что основными факторами для изменений явились значительные сдвиги в регуляторной системе и недавние сделки по приобретениям, осуществленные фармкомпаниями из Страны восходящего солнца. С учетом наличия у японских производителей лекарств значительных финансовых средств и повышения курса иены, особенно по отношению к евро, их «аппетит» к покупкам зарубежных компаний в ближайшие годы будет только увеличиваться, прогнозируют аналитики.
В то же время, зарубежные компании всемерно увеличивают присутствие в Японии, в основном в сфере научных исследований и маркетинга, и повышают свою рыночную долю. В ТОП-10 ведущих игроков на японском фармрынке входят Pfizer, Roche, Novartis и GlaxoSmithKline. Однако наблюдались и обратные случаи, когда западные фармкомпании закрывали свои научно-исследовательские центры в Японии. В частности, в 2006 г. подобные шаги предприняли Pfizer и Merck & Co. Кроме того, в 2008 г. американская биотехнологическая компания Amgen вернула японской Takeda права на 13 наименований лекарственных средств за 1,2 млрд долл. США. Однако в последние годы крупные международные компании стараются вернуть себе коммерческих прав на продукцию, которые раньше были переданы японским компаниям. Среди последних событий на японском фармрынке аналитики отмечают выпуск швейцарской компанией Sandoz в конце лета 2009 г. первого биодженерика – препарата Somatropin BS. В июне препарат был одобрен японскими регуляторными органами для лечения дефицита гормона роста у детей, нарушения роста, связанного с синдромом Тернера и хронической почечной недостаточностью. Sandoz уже продает этот продукт в ЕС, США и ряде других стран под торговым наименованием Omnitrope. Другими важными событиями эксперты считают одобрение новых препаратов в октябре 2009 г., а именно вакцины против рака шейки матки Cervarix (GSK), пневмококковой вакцины Prevenar (Wyeth/Pfizer) и противодиабетического средства Januvia (Merck&Co.), причем последний будет продаваться в Японии совместно с местной компанией Ono под торговым наименованием Glactiv.
Илья Дугин
www.pharmatimes.com