Душевые расходы на медицину в России в 5–6 раз ниже, чем в странах Европы
Провалы российского здравоохранения все чаще становятся главной темой для Владимира Путина при общении с согражданами. В понедельник на встрече со студентами в Чебоксарах премьер признал наличие серьезных проблем медицины, но так и не рассказал о перспективе качественного улучшения ситуации.
«У нас очень много больничных коек. Количество больничных коек у нас такое же, как в европейских странах, а качество совсем другое. Потому что у нас медицинские учреждения получают деньги не за качество услуг, не за количество, а за сам факт своего существования. Они на смете сидят», – заявил Путин. Решать проблему премьер предлагает с помощью «новых форм оказания медицинских услуг», в рамках которых учреждения получают деньги не за факт своего существования, а за объем и качество предоставляемых услуг. При этом, судя по всему, будет продолжена политика ликвидации лечебных учреждений. «Это болезненный процесс. Потому что тем, кто работает не так эффективно, как бы хотелось гражданам, придется сокращаться или уходить с рынка», – обещает премьер.
Между тем описанная премьером картина не совсем соответствует реальности. В действительности финансирование больниц и поликлиник уже сегодня напрямую связано с количеством пациентов, а также объемом медицинских услуг, анализов и процедур. Сам объем услуг фиксируется с помощью индивидуального полиса медицинского страхования, о существовании которого известно каждому жителю страны. Но фундаментальные проблемы отечественной медицины вовсе не ограничиваются избытком коек в больницах или сохранением элементов сметного финансирования. Причины провалов в хроническом недофинансировании здравоохранения, а также в неудачах внедрения системы обязательного медстрахования (ОМС). С 1991 года система ОМС практически не улучшила качество здравоохранения, она так и не дала пациентам возможности выбора, не создала для врачей дополнительных стимулов и источников финансирования, но существенно усложнила их работу.
В статистическом отчете Всемирной организации здравоохранения ВОЗ за 2009 год отмечается крайне невысокий уровень государственных расходов на здравоохранение в России. Так, государственные расходы на здравоохранение на душу населения в России составляют всего 441 доллар в год, тогда как во Франции – 2727, в Финляндии – 2018, в Германии – 2664 доллара. В России же государственные душевые расходы на здравоохранение примерно находятся на уровне центральноафриканского государства Габон (458 долларов). Здесь ВОЗ приводит сопоставление в так называемых международных долларах с учетом паритета покупательной способности национальных валют в 2006 году.
Таким образом, государственные расходы на систему здравоохранения в России в 4–5–6 раз ниже, чем в развитых странах, и ожидать в этих условиях качественного улучшения ситуации не приходится. Даже если в стране будет закрыто еще несколько больниц и ликвидировано несколько тысяч больничных коек. И даже если доходы лечебных учреждений будут еще жестче привязаны к объему услуг, исключительно скромный бюджет медицины не позволит рассчитывать на исправление ситуации.
Однако крайне низкие расходы на здравоохранение объясняются не только общей российской бедностью. В своем отчете ВОЗ отмечает, что Россия отстает не только по абсолютному, но и по относительному уровню финансирования медицины. Так, общие расходы на здравоохранение в России находятся на уровне 5,4–5,3% ВВП, тогда как в Португалии они составляют 8,8–10,2 ВВП, в Норвегии – 8,4–8,7% ВВП, во Франции 10,1–11% ВВП, а в Финляндии – 7–8,2% ВВП. Здесь приведены данные ВОЗ за 2000–2006 годы.