Пока физики пытаются ответить на вопрос о существовании других вселенных, биологи их уже нашли.
Нейробиолог Игорь Сиванович из научного городка «Ферма Джанелия» Медицинского института им. Говарда Хьюза (США) бывает в других мирах очень часто. Он любит фотографировать насекомых и прочих крошечных животных (выше вы видите паука-скакунчика). «Впервые я прикоснулся к микроскопу всего три года назад, когда сменил сферу деятельности, — рассказывает г-н Сиванович. — Я работал биохимиком, но потом решил, что нейробиология лучше соответствует моим наклонностям натуралиста. К тому же у нейробиологов игрушки покруче — сканирующие микроскопы с конфокальным лазером».
Представляем вашему вниманию его лучшие работы.
Игорь Сиванович долгие годы занимался макрофотографией, прежде чем перешёл на микроскопы. Упомянутые им сканирующие микроскопы с конфокальным лазером позволяют делать множество снимков с разным фокусом, которые затем можно собрать в одно изображение с высоким разрешением и замечательной глубиной проработки.
Для Сивановича фотография стала чем-то бόльшим, чем хобби, в годы подготовки диссертации по кристаллографии. «Сбрасывать напряжение надо творчески, — поясняет он. — Фотография подходит для этого особенно хорошо: щёлкает затвор, и в доли секунды происходит волшебство. Вы не живёте прошлым, не задумываетесь о будущем. Есть только здесь и сейчас. Это мне очень помогало».
«Они обворожительны, — говорит учёный. — На этой тоненькой шейке держится огромная голова, а рецепторы сообщаются непосредственно с крыльями и мышцами брюшка. Перед нами устойчивая инерция. Прямая связь шеи и абдомена до сих пор оставалась неизвестной. Я открываю что-то новое каждую неделю».
Цвет на фотографиях — результат добавления флюоресцентных красителей в образец. Это не естественные цвета, но и не случайные: разные красители связываются с разными материалами, поэтому расцветка образца отражает его состав. Например, здесь красным отмечены хлоропласты — клеточные органеллы, вырабатывающие сахара. Голубым и зелёным обозначена целлюлоза.
Состав скелета членистоногих напоминает состав целлюлозы, поэтому красители связываются в нём примерно таким же образом. Различные конфигурации белкового волокна порождают различные цвета.
Иногда работа и искусство шагают рука об руку: эта пузырчатка была добыта на том же пруду, где исследователи изучали механику полёта стрекоз. Пузырчатка — хищное растение. Её ловушка производит одно из самых быстрых движений в растительном мире. Что-то прицепилось к волоскам у рта пузырчатки: это водоросли — две длиннохвостые бульбохеты и десмидиевая водоросль в виде квадратика со вдавленными внутрь сторонами.
«У них очень сложные формы, — так отзывается г-н Симанович о десмидиевых водорослях, которые он обнаружил внутри пузырчатки и увеличил ещё сильнее. — Они мне кажутся продуктом каких-то технологий».
Каждый раз, приступая к фотосессии, г-н Симанович имеет представление о том, что он хотел бы получить, но финальный снимок всегда оказывается маленьким открытием. Например, он не ожидал, что цвета этого клеща будут настолько яркими.
Эта фотография — часть серии, которая в прошлом году заняла третье место на конкурсе Olympus Bioscapes. Мы видим спорангии со зрелыми спорами, покрытые защитными волосками — стерильными гифами.
Г-н Сиванович питает особенно глубокую страсть к глазам пауков-скакунчиков, которые он считает «фантастическим инженерным решением». Их многочисленные глаза (у каждой особи по четыре пары) обладают невероятно широкими возможностями. Подобно телеобъективам наших фотоаппаратов, они способны на большое увеличение. В то же время их поле зрения, увы, очень узкое, а хрусталик — часть экзоскелета, то есть глаза не двигаются. Чтобы посмотреть ещё куда-то, пауку приходится повернуться всем телом. Зато подвижна сетчатка: она меняет своё положение относительно хрусталика, и поэтому паук видит входящую проекцию с разных углов. «Под микроскопом видно, когда они смотрят на тебя, — говорит г-н Сиванович. — Они не двигаются, но их глаза чернеют. Сетчатка поглощает весь свет. Они смотрят прямо на тебя».
Подготовлено по материалам Wired.