Дружить с врагом

В недалеком будущем вирусы, уничтожающие бактерии, придут на смену антибиотикам

Эра антибиотиков закончилась — возникли устойчивые к самым сильным препаратам штаммы бактерий. Некоторые из них могут использовать антибиотик как среду обитания. Чем же теперь лечить инфекции, от которых умирали наши прабабушки и прадедушки?

Антибиотический тупик

Рынок антибиотиков в России за пять лет вырос более чем в два раза. Как утверждает маркетинговое исследование компании BusinesStat, это выгодный бизнес. «Продажи антибиотиков растут благодаря высокому спросу, который во многом обусловлен тем, что микроорганизмы быстро становятся резистентными к новым препаратам, поэтому существует необходимость постоянно расширять ассортимент. Кроме того, микроорганизмы становятся все более агрессивными: если раньше некоторые заболевания можно было вылечить одним уколом, то теперь требуется длительный курс лечения», — говорится в отчете компании. По данным аналитиков, в домашних аптечках 90 процентов россиян есть упаковка тех или иных препаратов антибактериального спектра.

Беда в том, что кроме нелегких и долговременных последствий бесконтрольного применения антибиотиков существует еще одна проблема. По словам академика Валентина Власова, директора Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, в мире сложилась непростая ситуация с лечением устойчивых к антибиотикам заболеваний.

В США внутрибольничными инфекциями, порожденными антибиотикорезистентными бактериями, заражается около двух миллионов человек. Из них гибнет 23 тысячи пациентов, таковы данные американского Национального центра по контролю и профилактике заболеваний. В России достоверная статистика отсутствует. Впрочем, Геннадий Онищенко, главный государственный санитарный врач Российской Федерации, утверждает, что наибольшее число случаев внутрибольничных инфекций зарегистрировано в родильных домах и хирургических стационарах.

Штучка с ручкой

— Большинство инфекционных болезней вызывают бактерии. А у них есть враги, которые их убивают. Это бактериофаги, — рассказал академик Власов на брифинге в Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. — У нас есть шанс далеко шагнуть вперед, поскольку фаги испытывали только в СССР. На Западе исследований не проводили, поэтому у них нет официальных разрешений для их применения.

С 40-х годов прошлого века СССР был лидером в производстве и применении лечебно-профилактических бактериофагов. На Западе, напротив, в те же годы прошлого века от исследований в этой области отказались после открытия пенициллина. Сейчас препараты-бактериофаги выпускают в четырех филиалах федерального государственного унитарного предприятия НПО «Микроген». Российские препараты-бактериофаги можно свободно купить в обычной аптеке. Но широкому применению бактериофагов, по словам академика Власова, мешает то, что врачи пока не умеют назначать их правильно.

В Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН получены очередные обнадеживающие результаты исследований применения бактериофагов в новых областях медицины.

— Есть страшное осложнение диабета — диабетическая стопа. Ее не берет ни один антибиотик, — рассказывает руководитель группы микроскопических исследований доктор биологических наук Елена Рябчикова, показывая фотографии, полученные с помощью электронного микроскопа. На них фаги с длинными хвостами атакуют синегнойную палочку. — Такая вот штучка с ручкой, оказывается, может много что сделать.

По ее словам, результаты по бактериофагам показывают, что инфекция излечивается. Больные диабетом могут избежать ампутации стопы, которая увеличивает смертность от заболевания в два раза и повышает стоимость его дальнейшего лечения в три раза.

Как рассказал руководитель Центра коллективного пользования «Геномика» Сибирского отделения Российской академии наук Марсель Кабилов, сейчас продолжается активный поиск бактериофагов с новыми уникальными свойствами.

Кто кого ест

Фаги — это уникальные живые существа. По сути, это вирус, своеобразное устройство для временного хранения генома. Хвостики бактериофагов прикрепляются к конкретным рецепторам на поверхности бактерии-хозяина. Когда фаг заражает бактерию, то геном, находящийся внутри его белковой оболочки, начинает программу своего развития. Именно в ходе этого процесса и разрушается бактерия: в конечном итоге разрывается ее клеточная стенка, потомство фага освобождается и готово заражать новые бактерии. Количество «молодых» фагов варьирует между 50 и 200 единицами. Таков цикл развития истинно вирулентных фагов, наиболее востребованных для фаготерапии.

Фаги успешно «едят» синегнойную палочку, разные виды стафилококков, клебсиеллу, сальмонеллу, стрептококки… Это означает излечение от таких заболеваний, как дисбактериоз, различных воспалений: цистита, холецистита, острого тонзиллита, плеврита. Успешно поддаются лечению гнойные инфекции, сепсис, дизентерия, сальмонеллез и брюшной тиф.

Важное отличие бактериофагов от лечения прочими антибактериальными препаратами — это, если можно так выразиться, экологичность процесса. Бактериофаги, по понятным причинам, не имеют противопоказаний, побочных токсических и аллергических реакций. Поэтому их можно использовать для лечения новорожденных, беременных и кормящих женщин. Напомним, что максимальная концентрация не поддающихся лечению антибиотиками инфекций наблюдается прежде всего в родильных домах.

Также бактериофаги можно применять наряду с антибиотиками и любыми другими лекарственными средствами. Действие их проявляется не более чем через четыре часа после введения, что позволяет использовать их в реанимации. Бактериофаги успешно применимы не только в медицине, но и ветеринарии.

КСТАТИ

В России и странах СНГ препараты бактериофагов применяют для профилактики и лечения:
— инфекционных поражений желудочно-кишечного тракта: дизентерия, брюшной тиф, сальмонеллез, дисбактериоз и др.;
— гнойно-воспалительных заболеваний глаз, ушей, носа, ротовой полости, горла, легких: отит, ангина, фарингит, стоматит, пародонтит, конъюнктивит, гайморит, франтит, пневмония и пр.;
— хирургических инфекций: обработка послеоперационных и гноящихся ран, гнойные поражения кожи, перитонит и др.;
— ожоговых ран;
— урогенитальных инфекций: цистит, пиелонефрит, вульвит и пр.
Традиционной формой выпуска бактериофагов является жидкий препарат (кроме таблетированных форм кишечных фагов), поэтому фаги используют для приема через рот, в виде клизм, аппликаций, орошений, введения в полости.

ФАКТ

Открыл бактериофаги британский бактериолог Эрнест Ханкин в 1894 году. Он доказал, что вода индийских рек Ганг и Джамна обладает значительной антибактериальной активностью, которая полностью исчезает после кипячения, но сохраняется после фильтрации через тончайшие фарфоровые фильтры


Елена Емельянова
sovsibir