Власть заставит граждан молчать по ночам

На рассмотрение Госдумы внесен проект поправок в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые направлены на охрану здоровья граждан от вредного воздействия всяческого шума ночью. Их одобрение позволит перекрыть кислород нарушителям тишины. 

За громкую музыку или работающую ночью дрель формально можно наказать и сейчас. Однако подробности такого процесса никогда не были прописаны в федеральном законодательстве. Новая законодательная инициатива позволит исправить этот недостаток. 

В пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму 2 июля, отмечается, что «больше 60% процентов жителей городов страдают от повышенных шумовых, инфра- и ультразвуковых воздействий в ночное время». Однако в отсутствие разъяснений на жалобы по таким поводам дежурные наряды МВД обращали мало внимания. 

И…тишина 

В законопроекте прописаны конкретные нормы по соблюдению ночной тишины. С 23.00 до 7.00 утра непозволительно издавать определенные громкие звуки. 

Закон запретит включать на всю громкость телевизоры, радиоприемники, магнитофоны и прочую звуковоспроизводящую и звукоусиливающую технику, которая может помешать людям отдыхать, – даже если эта техника стоит в автомобиле или в ночной «палатке» неподалеку. Под запрет попали также любые ремонтные и строительные работы. 

Законопроект впервые определил объекты, которые особенно тщательно должны быть защищены от ночных звуков: больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, интернаты для детей, престарелых и инвалидов, гостиницы, общежития, жилые дома, школьные и дошкольные учреждения. 

До сих пор субъекты РФ были вынуждены принимать законы прямого действия, но отсутствие федерального законодательства в этой области не дает законных оснований для серьезных санкций и вынуждает граждан обращаться куда только можно с жалобами. 

После принятия поправок в федеральный закон к нарушителям авторы надеются внести поправки вв административное законодательство, что позволит строже наказывать нарушителей. Предполагается резкий рост величины штрафов, а для юридических лиц— административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. 

Рассмотрение законопроекта пройдет, скорее всего, в осеннюю сессию Госдумы. 

С ума сойти 

Медики считают, что частое «шумовое оформление» вызывает у людей болезни. «Психические и соматические патологические отклонения от шумового воздействия— наша реальность,— сказал GZT.RU отаринголог московского медицинского центра Виктор Самаркин.— Шум приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнении различных видов работ, он замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы. При постоянном воздействии шум угнетает центральную нервную систему, даже может вызывать изменения скорости дыхания и пульса». 

Эксперт отметил, что у людей, профессиональную деятельность которых сопровождает шум, часты нарушение обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания, язвы желудка и гипертония. 

30 и не больше 

Шум в 20–30 ДБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Если говорить о громких звуках, то допустимая граница поднимается примерно до 80 ДБ. Если шум достиг 130 ДБ, у человека возникнет боль, а 150 ДБ уже непереносимы. В древней Руси существовала казнь— приговоренного укладывали «под колокол»; колокольный звон убивал человека. Шум при высоких показателях силы звука развивает стойкую бессонницу, неврозы и атеросклероз. 

При уровне шума 85–90 ДБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Человек жалуется на недомогание, головную боль, головокружение, тошноту, раздражительность. Это результат работы в шумных условиях. 

Уже через 1–2 года при высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает, при средних— патология слуха обнаруживается через 5–10 лет, снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому, говорят врачи, важно принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время тысячи людей, подвергающихся на работе воздействию шума, рискуют оглохнуть, поскольку акустические раздражения накапливаются в организме, угнетая нервную систему. 

По нормам профпатологов, сроки медосмотров устанавливаются в зависимости от интенсивности шума. При интенсивности шума от 81 до 99 дБА— 1 раз в 24 месяца,100 дБА и выше— 1 раз в 12 месяц. 

В тройке главных жалоб 

Результаты опросов общественного мнения и анализа жалоб, поступающих на «горячую линию» департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, показали, что шумовые раздражители входят в тройку основных вопросов экологии, которые более всего волнуют жителей города Москвы. 

Однако часто население не владеет информацией о том, какие городские организации занимаются вопросами исследования шумового воздействия, куда можно обратиться по проблеме повышенного шума, какие уровни шума фиксируются в жилых микрорайонах и вредны ли они для здоровья, а также какие решения могут быть приняты по устранению шума. 

В среднем таких жалоб бывает в год около более 300. Но главные нарушители покоя столицы совсем не жители, а многочисленные «шумящие организации». 

Так, в 2008 году на «горячую линию» департамента (605-85-62) поступили более 250 жалоб жителей на шум от строительных работ в ночное время. Инспекция по экологическому контролю зафиксировала повышенный уровень шума на 40 стройках. 

Штраф в размере 20–40 тыс. рублей должны были заплатить 24 строительные организации. Они были занесены в «черный» список, дабы им не выдавались лицензии на ночные строительные работы, но пока что не получили такого официального разрешения только пять проектов. 

«Мосэкомониторинг» полагает, что «несмотря на остроту проблемы, в городе принимаются не все возможные меры, позволяющие сдержать рост шумовой нагрузки и снизить сверхнормативный шум». 

Кто тут шумит 

Шумозащитные работы— одни из самых затратных. В старых районах столицы шумозащитные мероприятия практически не осуществляются, и шум в них почти никак не регулируется. «В целом ряде территорий города уровень шума вообще не нормируется», – констатировали столичные власти в принятой в конце 2007 года «Концепции снижения уровней шума и вибраци в городе Москве». 

В Москве последние комплексные исследования, связанные с проблемами шума, проводились в 90-х годах. Шум контролирующие организации замеряют, но для его сокращения нужно долевое финансирование программ главными «производителями шума»— в первую очередь ОАО МЖД и аэропортами Московского авиаузла. 

Для жилых микрорайонов вреден не только шум, но и вибрации, которые производят метрополитен, трамвайные линии и железные дороги. 

Сегодня протяженность магистралей столицы составляет 1310 км. В зависимости от интенсивности транспортных потоков на отдельных дорогах шумы от движущегося транспорта составляют от 65 дБА (если на улице доля грузового транспорта менее 5%) до 89 дБА (общегородские магистрали с долей грузовиков 5–25%). При этом, по данным Роспотребнадзора, санитарная норма по уровню шума на территориях, расположенных в непосредственной близости от автотрасс, превышена на 20–25 дБА, а в квартирах жилых домов, обращенных в сторону автомагистралей, без шумозащитного остекления, на 30–35 дБА (а это типичная ситуация для районов старой застройки). 

Специалисты говорят, что специальными экранами возможно снизить шум на прилегающей территории, всего примерно на 16 дБА. Даже если такую защиту установить, все равно необходимы противошумные покрытия дорог и уменьшение потока машин. 

В новых районах реальнее сократить дорожный шум специальной расстановкой домов на территории (строительно-акустическая защита позволяет сократить шум на 16 дБА), добавив тишины за счет шумозащитного остекления. Но в таких домах по санитарным нормам должна быть особенно качественная вентиляция. 

Столичное законодательство запрещает по ночам движение на мотоциклах и большегрузном транспорте, должны использоваться шумопонижающие технологии при реконструкции и строительстве трамвайных путей, да и при любом дорожно-мостовом строительстве. Насколько эти требования выполняются, каждый житель столицы может легко оценить сам. 

На земле и в небе 

В Москве протяженность железнодорожных путей составляет 782,1 км, а уровни шума железнодорожного транспорта зависят как от интенсивности и скорости движения составов, так и от состояния железнодорожных путей. В России не существует технических норм, ограничивающих уровень шума, создаваемый поездом. И по мнению экспертов, российские поезда в среднем на 7–10 дБА более шумные, чем европейские модели. 

При интенсивности движения 3–4 пары/час на расстоянии 25 м они создают шум 71–82 дБА в зависимости от того, пассажирский это поезд или грузовой. Но положенная 100-метровая ширина санитарно-защитной зоны нарушается по всей Москве. Проезд железнодорожного состава увеличивает уровень шума в прилегающих домах в среднем на 10–20 дБА над фоновыми значениями, стыки рельсов добавляют 2–3 дБА, крутые повороты еще 3–8 дБА. 

Практически столько же добавляет жителям прилегающих домов открытые ветки легкого метро. Специалисты называют «зонами шумового дискомфорта» целые кварталы в Замоскворецком, Тверском, Басманном, Красносельском, Мещанском, Пресненском, Таганском микрорайонах, территории в Хамовниках. 

Шумозащитное остекление позволяет здесь снизить уровень шума в квартирах жилых домов, обращенных в сторону железных дорог, на 30 дБА. В настоящее время в Москве на 10 км действует линия легкого метро в районе Южное Бутово, она проходит через застроенный жилой район.
По результатам измерений уровней шума на станциях легкого метро установлено, что при прибытии и отправлении поезда наблюдаемый уровень шума на платформе возрастает на 8–10 дБА, при этом максимальный уровень звука составляет 80 дБА. 

Вообще метро в Москве шумное. На станциях метрополитена уровни шума могут превышать 90 дБА (это уже показатель, который характеризуется как опасный для слуха при длительном воздействии). Метрополитену необходимо поэтапно менять подвижной состав на более современный и меньше шумящий. 

Улетай! 

Нормы по авиашуму нарушены в столице на 10% площади города (площадь составляет порядка 545,5 кв. км). Это 40 районов города Москвы, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном, Восточном округах и в Зеленограде. 

Превышение нормативов допустимого уровня шума, наблюдаемое при пролете самолетов над жилой территорией, достигает 10–15 дБА. Зоны шумового дискомфорта рассчитаны на основании данных акустических паспортов аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово, Остафьево с учетом условий неблагоприятной метеоситуации, когда допускается их пролет над городом, так как вопрос обеспечения безопасности полета становится приоритетным. 

Столичная программа по борьбе с шумом предполагает, что количество строительных компаний, которым разрешено работать ночью, сократится, их останется не более 20–25% от общего количества строительных площадок в городе. 

С момента, когда в Москве появились информационные щиты с сообщением об обязательных условиях, которые должны соблюдаться при ведении строительных работ ночью, количество обращений жителей в департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с жалобами на шум возросло в три раза, а количество нарушителей сократилось с 30 до 12% от общего числа проверяемых стройплощадок. К сожалению, между фактом выявления превышений уровня шума от ночных строительных работ и отзывом разрешения префекта на ведение таких работ ночью проходит много времени, а шум между тем продолжается. Такая процедура должна быть упрощена.


gzt.ru