Скорая помощь превратилась в VIP-такси на законных основаниях

Скорую помощь можно заказать как VIP-такси. Источник: Артем Житенев

Использующие «скорые» в качестве такси частные медцентры не несут за это ответствености

Владельцы частных «скорых», предоставляющие их в качестве VIP-такси для клиентов, не несут за это никакой ответственности по действующим нормам. Государственные органы имеют право контролировать лишь качество медуслуг частной клиники и не должны проверять, «кого они возят— больных или здоровых», объяснили эксперты Союза региональных объединений частной системы здравоохранения. В Росздравнадзоре подтвердили, что «дорожную ситуацию не контролируют».

Частные медцентры, которые предоставляют автомобили скорой помощи в качестве такси для клиентов, фактически не несут за это никакой ответственности по действующим нормативам, сообщили GZT.RU эксперты частной медицины. И проконтролировать частные клиники, перевозящие всех желающих со спецсигналом, сегодня невозможно.

Ранее общественное движение «Наши» распространило информацию о том, что пять проверенных ими частных служб скорой помощи согласились предоставить активисту машину со спецсигналом в качестве такси. Все материалы проверяющие обещали передать в прокуратуру. После этого 28 февраля корреспондент «Интерфакса» сообщил, что также смог заказать «скорую» в качестве такси в частном медцентре. Стоимость использования автомобиля со спецсигналом в качестве такси в пределах МКАД составила 6168 рублей в час. За пределы МКАД скорая помощь предоставлялась уже по другой цене— 8563 рубля в час.

В департаменте здравоохранения Москвы GZT.RU не смогли рассказать о регламенте работы частных служб скорой помощи, заявив, что этот вопрос находится в ведомстве Министерства здравоохранения и социального развития России. Оно, по словам собеседника GZT.RU, выдает «разрешение на медицинскую деятельность».

Однако в Миздравсоцразвития сообщили, что также не контролируют работу частных медцентров, использующих кареты скорой помощи.

«На сайте некоторых компаний (обнародованных движением „Наши“) указано, кто выдал им лицензию на скорую помощь,— сообщил GZT.RU пресс-секретарь министерства Александр Власов.— В частности, управление Росздравнадзора по Москве и Московской области. Мы не занимаемся лицензированием. Это частная скорая помощь, это не наша компетенция. Есть надзорный орган, который следит за этим. Они должны проводить проверки, это их сфера».

В Росздравнадзоре, услышав о «скорой-такси», объяснили, что «вопросы перевозки и нарушение правил дорожного движения не относятся к компетенции Росздравнадзора».

«Это вопрос контроля за транспортом, а мы контролируем оказание медуслуг,— заявил GZT.RU советник руководителя Максим Лакомкин.— Здесь речь идет об оказании транспортных услуг вместо оказания медуслуг. Мы же не говорим, что скорая помощь некачественно оказала медуслуги. Росздравнадзор занимается качеством контроля за медицинской помощью, или какими-то проблемами, связанными с медпомощью. Если мы говорим о нарушении правил дорожного движения или использования спецсигналов, или перемещений, это относится к автомобильной инспекции».

При этом Максим Лакомкин добавил, что основные лицензионные требования к частной и государственной скорой помощи одинаковые.

Нигде не прописано, кого должна возить «скорая»: больного или здорового

То, что частные медклиники предоставляют скорую помощь в качестве такси,— это всем известный факт, заявил GZT.RU президент некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» Сергей Мисюлин.

Он рассказал, что частным клиникам разрешение на работу выдают организации, которые являются лицензирующими в своем регионе. В Москве, по его словам, это столичный департамент здравоохранения.

«Есть закон № 128 о лицензировании медицинской деятельности, есть постановление правительства № 30 от 22 января 2007 года, где все виды деятельности перечислены»,— заявил Сергей Мисюлин.

Госдума заинтересовалась разъездами бизнесменов на «скорых» по пирушкам

В августе 2010 года депутат от КПРФ Тамара Плетнева внесла в Госдуму протокольное поручение думскому комитету по охране здоровья, где попросила выяснить: действительно ли автомашины скорой помощи используются не по назначению. По мнению Плетневой, комитет смог бы получить такую информацию в Минздравсоцразвития и там же выяснить, были ли применены какие-то меры воздействия к нарушившим табу водителям.
«По имеющейся у меня информации, в настоящее время участились случаи использования автомашин скорой помощи по заказу для более быстрой перевозки бизнесменов»,— написала депутат в протокольном поручении. По словам Плетневой, «крутые звонят на подстанцию скорой помощи, заказывают машину и их везут на пирушки». Естественно, в основном по разделительной и встречной полосе— с ветерком мимо пробок, за это и деньги платятся, утверждает депутат.

Между тем ни в одном нормативном акте не прописано, кого и на каких условиях должны перевозить кареты скорой помощи.

«Я даже никогда таким вопросом не задавался, несмотря на то, что мы очень плотно занимаемся надзорно-контрольными мероприятиями,— заявил Сергей Мисюлин.— По той причине, что скорая помощь предназначена для перевозки больных пациентов. Значит, так и должно быть. А если захочется делать что-то иное, то запретить этого никто не сможет».

Контроль за оказанием скорой медпомощи также должны осуществлять лицензирующие органы. Однако сделать это на практике также невозможно, сообщил в свою очередь Сергей Лазарев, вице-президент организации «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник».

«Есть мораль врачебная, у нас она утеряна,— заявил Сергей Лазарев.— Как можно контролировать этические аспекты? Государство контролирует лицензионные требования и условия. Еще пытается контролировать качество медпомощи, не зная, каким образом это делать. Но где прописано в лицензионных требованиях и условиях, что должно контролироваться, кого он (врач) возит: больного или здорового? Если бы у нас были профессиональные ассоциации, которые занимаются этими вопросами, если бы они у нас были сильными – они занимались бы этими вопросами. Тогда какой-то контроль был бы за самими врачами».

Частная и государственная скорая помощь действуют по одним законодательным нормам, подтвердил Сергей Лазарев. Хотя коммерческим медслужбам выставлялись определенные ограничения.

«При лицензировании делили перевозку и оказание самой медпомощи,— пояснил он.— При делении некоторые скорые получали лицензию только на перевозку больного. Сейчас этого нет. Сейчас лицензируется скорая медпомощь, которая включает в себя непосредственное оказание помощи и транспортировку пациента».

При этом Сергей Лазарев отметил, что многие частные «скорые» сегодня занимаются только транспортировкой больных.

«У нас же государственная „скорая“ не повезет какого-нибудь лежачего больного из Подмосковья в московскую клинику? Частная „скорая“ этим занимается»,— заявил он.


Александра Гавычева
gzt.ru