Вадим Яцук: «Не хотите строить завод, приходите с локализацией в «Сотекс»

Вадим Яцук занял пост генерального директора ЗАО «Фармфирма «Сотекс» в январе 2015 г. Перед Вадимом Яцуком стоит достаточно амбициозная цель: сохранить существующие темпы роста и оптимизировать продуктовый портфель «Сотекса». О стратегических планах производителя г-н Яцук рассказал корреспонденту «ФВ» Полине Звездиной.

— Какая задача поставлена перед вами Советом директоров ОАО «Протек»?

— Приумножить все то, что уже было сделано моими коллегами для эффективного развития компании. Руководство «Протека» уделяет особое внимание производственному сегменту, и для меня это назначение — некий вызов. Моя основная  задача – повысить эффективность бизнеса, сохранив приверженность к развитию, а также оптимизировать ассортимент. Мы сосредоточимся только на самых лучших продуктах. Также в этом году мы планируем удвоить производственные мощности. Главная цель увеличения производственных мощностей — прийти к бездефектурному наличию основных продуктов. Кроме того, у нас хорошие ампульная и шприцевая линии, но вопрос с твердыми формами остается открытым.

— Успели закупить оборудование до валютного скачка?

— Да, львиную долю всех затрат мы понесли в прошлом  году.

— У «Протека» свой путь развития, свой стиль управления, особенная корпоративная культура. Вы работаете в компании давно, с тех пор как она приобрела в 2011 году «АнвиЛаб», но непосредственно в «Сотекс» вы пришли совсем недавно. Уже чувствуете, что стали частью этой команды?

— В «Протек» я попал с момента приобретения им компании «АнвиЛаб». Но мне приятно осознавать, что мой долгий карьерный путь на фармрынке, который  начался с работы в английской Boots Healthcare в середине 1990-х годов, медленно, но верно привел меня в самую сильную и большую российскую компанию. Работа же в небольшой производственной компании научила меня нестандартно и творчески подходить к решению задач.

— Сейчас в «Сотексе» у вас будет возможность придерживаться нестандартных методов работы?

— Да, такая возможность в ГК «Протек» у меня была всегда. Мне повезло, я работал и работаю с одними из самых опытных и мудрых менеджеров на фармрынке. И они предоставляют мне свободу для творчества, поскольку  я неплохо представляю, что такое маркетинг и рынок OTC. Своей главной удачей этого периода я считаю ребрендинг «Антигриппина Максимум» в «АнвиМакс». Мне дали возможность реализовать этот проект так, как я считал нужным. Такое доверие дорогого стоит. В итоге у нас вышел рекламный ролик с Костей Цзю, который больше напоминал рекламу дорогих автомобилей, а не лекарства. И препарат стал узнаваемым.

Это было, быть может, слишком смело, но на российском рынке нет сформировавшихся столетиями традиционных подходов к маркетингу. Главное — постоянно держать баланс между тем, сколько потратить, и тем, сколько заработать.

— Что представляет «Сотекс» сегодня?

— «Сотекс» сегодня — это современное производство, раз. Постоянное развитие, два. Поиск и вывод новых интересных продуктов на рынок, три. В целом мы настроены покупать марки и патенты. Если есть возможность продвинуть интересный недооцененный продукт и он укладывается в стратегию развития, почему нет? При этом мы не собираемся распыляться. У нас есть определенные бизнес-юниты, по которым мы уже сформировали портфель. Кроме того, на социально значимом рынке главный вектор задает государство. Государство говорит – «импортозамещение». И весь рынок разворачивается в эту сторону. Если вовремя уловить этот тренд, то вы окажитесь на гребне волны. Потому в своей стратегии мы стараемся учитывать изменения рынка и запросы общества.

— Насколько затрагивает вашу компанию тема локализации производства зарубежных фармкомпаний в России? 

— Несмотря на то, что нас очень интересует развитие собственных торговых марок, так как это независимость и уверенность в завтрашнем дне, локализация — для нас тоже возможность для развития. Что такое локализация? Это плотные партнерские отношения с крупными фармпроизводителями. Они аудируют наши площадки, и каждый раз мы получаем подтверждение соответствия системы обеспечения качества лекарственных средств, выпускаемых на предприятии, высоким международным стандартам. Кроме того, данные аудиты помогают формировать экспертизу ключевого персонала, ведь мы понимаем, что люди – наш главный ресурс.

— «Протек» разрабатывает стратегию на пять лет. В «Сотексе» так же?

— Да, у нас есть краткосрочная пятилетняя стратегия. Мы корректируем ее каждый год. Сегодня мы знаем, как будем развиваться до 2020 года, чем мы будем наполнять портфель и так далее. Группа публична, она должна декларировать планы и выполнять их. Но уже в рамках стратегии мы предполагаем возможность внесения корректировок как в большую, так и в меньшую сторону. Рынок постоянно меняется.

— Сейчас со стороны государства очень много инициатив, направленных на поддержку отечественных производителей, а также на удешевление лекарственных препаратов. Какую инициативу из последних вы считаете удачной, а какую нет?

— Одна из интереснейших идей, которую предложили уже давно, это перспектива под условным названием «третий лишний». Этот подход не закрывает путь на рынок зарубежным компаниям, он стимулирует их инвестировать в страну. Не хотите строить завод, приходите с локализацией в «Сотекс».

— Введение «третьего лишнего» могло бы дать что-то для собственных брендов «Сотекс»?

— Это могло бы быть полезно для развития не только нашей компании, но и для всей российской фармы в краткосрочном периоде 2-3 года. В дальнейшем это потеряет актуальность.

— Есть еще такое мнение, что дополнительные возможности российским компаниям принесло резкое падение рубля. Так ли это?

— Действительно, многие так считают. Но когда начинаешь копать глубже, понимаешь, что импортная составляющая в препаратах очень высока, а нестабильность — это большая проблема для всего рынка. Не должно быть этой волатильности, необходимо, чтобы и потребитель, и производитель могли подстроиться к ситуации и определить справедливую цену продукта. Иначе это напоминает игру в казино. Но то, что от роста курса проигрывают все – это точно. При этом главный проигравший – конечный потребитель.

— Вы сказали, государство для рынка – основной указующий вектор. Участвовал ли «Сотекс» ранее в каких-нибудь государственных программах и планирует ли участвовать теперь?

— Когда есть возможность, мы участвуем. И небезуспешно. В качестве примера могу привести наш опыт по препарату «Эральфон». Это биотехнологический продукт исключительно для госпитального рынка, который выпускается в преднаполненных шприцах. Но в большей степени мы стараемся создавать продукты, независимые от госзакупок, которые признают прежде всего врач и конечный потребитель. Это дает большую уверенность в завтрашнем дне.


«Фармацевтический вестник»