В Россию с лекарствами

Российский фармацевтический рынок – быстрорастущий, однако мульнациональные фармацевтические корпорации испытывают большие сложности и недовольство в связи с плохо функционирующей системы здравоохранения. Нью-Йорк (CNNMoney.com) – Российский фармацевтический рынок – один из самых быстрорастущих в мире, однако для иностранных компаний — это зона рисков и больших сложностей.

Американские производители, такие как Пфайзер и Европейские компании как Санофи-Авентис, Рош и Новартис, считают российский рынок очень привлекательным, где богатые москвичи и их частные страховщики платят одни из самых высоких цен в Европе.

Аналитик Datamonitor Tijana Ignjatovic сказал, что это следствие практически свободного ценообразования на российском фармацевтическом рынке, которое позволяет производителям определять более высокую цену за свои продукты и соответственно получать больше прибыли. Он отметил, что фармацевтические компании притягивает и быстрорастущий объем российского фармрынка, по сравнению с которым рост рынков Европы и США выглядит крайне медленным. Продажи лекарств в России увеличились на 30% в 2006 году, достигнув 12,3 млрд. долл., согласно данным Московского представительства Датской исследовательской компании DSM, что намного превосходит менее 10% рост в США и Западной Европе. Движущаяся мишень Но в то же время Большая Фарма сталкивается лбами с ограниченным финансированием государственной программы здравоохранения и постоянно меняющейся регуляторной системой.

«Вы не успеваете ознакомиться с административными положениями и нормами, настолько часто они меняются», сказал Ignjatovic, который мониторирует российский фармрынок. «И сильная коррупция, иногда даже в большей степени, чем на китайском рынке».

При этом Ignjatovic добавил: «Но в то же время это страна возможностей, нужно только уметь их увидеть».

Если продажи лекарств в России увеличились практически на треть в 2006 году, то рост замедлился до тем не менее впечатляющего показателя в 16% в 2007 году (согласно оценкам DSM), достигнув 14,3 млрд. долл.

По данным DSM замедление роста в большей степени связано с программой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). ДЛО предполагает обеспечение бесплатными лекарственными препаратами пенсионеров и ветеранов войны. Однако выделенное для реализации программы государственное финансирование закончилось вскоре после старта программы в 2005 году, и в 2007 году несколько высокопоставленных участников были арестованы по обвинение в получении взяток.

«К середине 2006 года бюджет программы в 1 млрд. долл. был израсходован и дистрибьюторские компании, участвующие в программе, были вынуждены финансировать поставки лекарств из своих собственных средств», было отмечено в отчете 2007 года исследовательской компании из Коннектикута IMS Health. «Это заставило многих фармпроизводителей подвергнуть сомнению жизнеспособность программы и собственную долю рынка».

В отчете IMS report говорится, что «значительный риск по-прежнему связан» с программой ДЛО, но «несмотря на многие факторы неопределенности мы считаем, что популистская программа ДЛО по-прежнему будет получать политическую поддержку и финансирование». Возможности существуютDSM включает государственную программу ДЛО в прогнозы развития рынка. Согласно им российский фармацевтический рынок вырастет на 20% в 2008 году до 17 млрд. долл., и еще на 13% в 2009 году до 19, 4 млрд. долл. В эти прогнозные расчеты аналитики включают 2,5 млрд. долл. продаж в рамках программы ДЛО в 2008 году и 2,8 млрд. долл. – в 2009. «Спрос на лекарства несомненно вырастет», считает Ignjatovic из Datamonitor. «Для производителей и продавцов брендированных препаратов здесь по-прежнему есть возможности». Частично эти возможности растут из программы ДЛО, но большая их часть – на коммерческом рынке. Фармпроизводители находятся в большой зависимости от платежеспособных Россиян, которые могут оплачивать из собственного кармана наиболее популярные западные лекарства, такие как средство для лечения эректильной дисфункции «Виагра» компании «Пфайзер», антивирусное средство «Тамифлю» компании «Рош», антитромботический препарат «Плавикс» производства «Санофи», противоопухолевое средство «Гливек» компании «Новартис». Этот спрос во многом вызван нездоровым образом жизни многих россиян, средняя продолжительность жизни которых около 59 лет, что в частности вызвано курением и частым употреблением алкоголя. Французская компания «Санофи» утверждает, что их безрецептурный гепатопротектор «Эссенциале» очень популярен в России, но компания не может обеспечить достаточный объем продаж. Российская регуляторная сфера – игра без правил В дополнение к сложностям участия в программе ДЛО фармкомпании испытывают значительные трудности во взаимодействии с российскими регуляторными органами, отвечающими за регистрацию препаратов.

В своем отчете о международных торговых барьерах за 2007 год Джеймс Класс из Pharmaceutical Research and Manufacturers of America сетовал, что процесс регистрации лекарств в России осложнен «самовольными» сборами и излишними требованиями по перерегистрации каждые 5 лет, а также дублирующими требованиями по экспертизе лекарственных средств. «Положения касательно государственного контроля лекарственных средств – избыточны, регулируются произвольно и не гармонизированы с международной практикой», — пишет г-н Класс в своем отчете. Он говорит, что решения по регуляторным вопросам принимаются «не ответственным государственным органом, а различными закулисными третьими лицами», которые взимают сборы «по собственной инициативе/в одностороннем порядке». В дополнении он пишет, что нарушаются патенты на торговые марки, а соответствующие законы не усиливают ответственность за такие нарушения.

Хотя ожидается, что российский фармацевтический рынок продолжит рост, г-н Класс считает, что необходимо привести регуляторную систему в соответствие с Европейскими стандартами, а также улучшить ситуацию с ДЛО, чтобы помочь «большому количеству людей в России, имеющих очень ограниченный доход». «Мы бы хотели сохранить оптимистичный настрой по поводу возможностей работы в России и надеемся на помощь государственных органов в этом», сказал г-н Класс CNNMoney.com.

___________________________ Источник: CNNMoney.com