Эксперты считают причиной срыва госзакупок лекарств — несовершенство законодательства

В рамках проекта ОНФ «За честные закупки» обнаружено, что в ряде регионов России каждая четвертая процедура закупки, проводимая Минздравом РФ, объявляется несостоявшейся из-за отсутствия заявок. Народный фронт обратился в Федеральную антимонопольную службу и Министерство здравоохранения РФ с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также передал информацию о ситуации профильному вице-премьеру (Татьяне Голиковой).

Данные были получены по итогам анализа экспертами ОНФ данных системы госзакупок лекарственных средств за 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на основе данных, предоставленных Федеральным казначейством.

Одна из главных причин игнорирования предпринимателями торгов, по мнению экспертов ОНФ, заключается в занижении начальной (максимальной) цены контракта, процедура расчета которой утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ.

Анализ данных показал, что с момента вступления в силу этого приказа общее количество несостоявшихся процедур на региональном уровне выросло на 3 %. Если за период с 01.01.2017 по 08.12.2017 не состоялось 27 264 процедуры, то с 09.12.2017 по 14.08.2018 – уже 28 064.

«В Московской области таких закупок оказалось 503 из 4,5 тысячи. Это острейший социальный вопрос – в этом году мы получили серию жалоб на отсутствие лекарств, положенных пациентам в аптеках и больницах. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, онкологией, вынуждены прерывать терапию, без которой их жизнь находится под угрозой», – прокомментировал член регионального штаба ОНФ в Московской области, профессор, онколог Юрий Фокин.

Эксперты ОНФ считают, что непродуманные и неапробированные (в рамках пилотных проектов) механизмы ставят под угрозу лекарственное обеспечение граждан. Более того, в самом приказе содержится ряд противоречий и нестыковок. Эксперты обсудили ихна заседаниях рабочих групп проекта ОНФ «За честные закупки», посвященных исполнению «майского указа» президента РФ.

«Приказ Минздрава нацелен на определение начальной максимальной цены за счет целого комплекса инструментов – тут и зарегистрированные цены, и анализ рынка, и расчет средневзвешенной цены. А с 1 января 2019 года это еще и референтные цены. В приказе Минздрава указано – если закупка не состоялась, то при проведении повторных процедур заказчик вправе последовательно увеличивать цену последующих, однако каждая такая закупка занимает месяц и более. Это ставит под угрозу вопрос своевременности в обеспечении лекарственными средствами. Помимо этого, нет четкого определения официального понятия «повторная закупка», не прописаны параметры, которые могут или, наоборот, не могут в ней меняться (по сравнению с «первоначальной закупкой»). В этой связи возникает риск произвольной трактовки положений приказа как заказчиками, так и их контролерами», – отметил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Константин Перов.

В связи с запуском 1 января 2019 г. системы референтных цен, которые официально нигде не публиковались и не обсуждались с производителями и другими участниками рынка, эксперты считают, что существует риск ухода процедур «на второй круг» и далее, так как по объявленным ценам никто ничего продавать не будет. В адрес проекта ОНФ «За честные закупки» уже поступают сигналы о многократном занижении цены.

«В очередной раз мы видим, как масштабные изменения, которые направлены на улучшение ситуации, вводятся без пилотного апробирования. В итоге мы действительно получаем минимальные начальные цены торгов, но в них никто не принимает участия, а значит, люди не получают вовремя лекарств. А это уже угроза жизни и здоровью граждан. Мы обратились в ФАС и Минздрав РФ, ответственные за методику расчета цены на лекарственные препараты, с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также проинформировали о складывающейся ситуации профильного вице-премьера Татьяну Голикову», – подытожил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат ГД РФ Антон Гетта.

Порядок определения начальной максимальной цены контракта не учитывает объем поставок и стоимость логистики, говорит о претензиях участников рынка к новой системе заместитель генерального директора фармацевтической компании Stada CIS Иван Глушков.

«Поэтому ожидаемо, что в некоторых регионах, где стоимость логистики высока или объемы поставок маленькие, могут возникнуть проблемы с заявками на конкурсах», — объяснил он.

В пресс-службе Минздрава заявили, что в настоящее время в графе «референтная цена» при госзакупке публикуется средневзвешенная цена в конкретной лекарственной форме и дозировке на основе анализа закупок по России. Об опубликовании референтных цен для определенных диапазонов закупки лекарств, объединенных по признакам взаимозаменяемости, будет сообщено дополнительно, отметили в ведомстве. Помимо этого, в министерстве говорят, что комплексный анализ цен и предложений по закупаемому лекарству позволяет заказчику обосновать выбор минимально возможной цены.

«В условиях действующего законодательства заказчикам для того, чтобы аукционы проходили вовремя, требуется определенная доля смелости, чтобы при любом выборе цены, отличной от минимума, быть готовым объяснить причины этого отклонения,​ и приказ министерства им это позволяет сделать», — заключили в Минздраве.


Справочно

Топ-10 регионов по количеству несостоявшихся процедур с 09.12.2017 по 14.08.2018 по причине неявки участников от общего количества процедур

Всего процедур за период Не состоялось в связи с неявкой участников %
Белгородская область 510 148 29
Республика Хакасия 1499 432 29
Хабаровский край 2159 576 27
Красноярский край 4522 1115 25
Рязанская область 1598 397 25
Калужская область 1109 250 23
Магаданская область 742 173 23
Орловская область 2020 466 23
Сахалинская область 1241 284 23
Амурская область 882 200 23

Топ-10 регионов по относительному росту количества несостоявшихся процедур до и после вступления в силу приказа №871н Минздрава России по причине неявки участников

% роста количества несостоявшихся 

процедур

Количество несостоявшихся процедур до приказа №871н Количество несостоявшихся процедур после приказа №871н
Республика Марий Эл 215 67 211
Курганская область 157 56 144
Красноярский край 117 514 1115
Челябинская область 115 506 1086
Приморский край 86 189 352
Хабаровский край 79 321 576
Карачаево-Черкесская Республика 72 50 86
Пензенская область 71 66 113
Ненецкий автономный округ (Архангельская область) 70 20 34
Орловская область 67 279 466

gmpnews