Эксперт: «Бонусы – как никотин в организме курильщика, они уже стали частью метаболизма»

Бонусы аптечным сетям ставят производителей, выпускающих дешевую продукцию или делающих первые шаги на рынке с новыми продуктами, в неравное положение по сравнению с крупным бизнесом. У таких компаний нет финансового ресурса для продвижения своей продукции на рынок, считает директор по развитию RNC Pharm Николай Беспалов.

По мнению аналитика, регуляторы пытаются найти простое решение, но у них ничего не получится. Бонусы прочно вошли в структуру фармрынка, для аптечных сетей это основной источник прибыли. Для потребителей – возможность получения препарата с минимальной наценкой.

«Представим, что бонусы запретили или существенно ограничили. Первое, что произойдет – цена на привычные препараты вырастет на 10-20%, а по некоторым позициям и выше. Аптечные сети прекратят развиваться, количество аптек будет сокращаться. Первыми будут закрываться точки в малонаселенных и экономически непривлекательных регионах. Доступность лекарственной помощи сократится. Бонусы – как никотин в организме курильщика, они уже стали частью метаболизма, и отказаться от этой зависимости в одночасье невозможно», – отметил г-н Беспалов.

Как регуляторы собираются контролировать выполнение этих норм? Эксперт говорит, что регулятор приводит в пример «большую» розницу, которая состоит из нескольких десятков крупных белых компаний, многие из которых открытые, с прозрачной отчетностью.

«В российской фармрознице количество юридических лиц – порядка 12 тыс. вместе с несетевой розницей. Большинство крупных сетей состоят из десятков юрлиц. В таких условиях несложно сформировать систему сбора бонусов в любых объемах, превышающих разрешенный государством лимит, если он будет установлен. Нужно ли менять ситуацию? Однозначно, да. Но сделать это путем односложных правок в законодательстве невозможно технически», – считает Николай Беспалов.

Эксперт отметил, что нужно пересматривать весь комплекс взаимоотношений на рынке, внедрять страховые механизмы в систему лекобеспечения и т. д. Это процесс долгосрочный и требующий кропотливой работы.

Логистические операторы считают, что время регулирования «полок» еще не пришло для фармрынка.

«Копирование на рынок фармритейла текущего FMCG-подхода к регулированию отношений «производитель – розница» никак не обосновано. Товаропроводящая цепочка специфична, розница еще не консолидирована, – считает генеральный директор логистической группы компаний «Сантенс» Андрей Осипов. – Важно понимать, что «полка» также не стабилизировалась – объем новых предложений для пациента только растет по отношению к устоявшейся части «полки». Резко сократив там возможности конкуренции, регулятор сыграет в пользу обострения ATL-конкуренции, что ограничит возможности некрупных производителей, да и в принципе российского крыла производителей. Поэтому нужно еще несколько лет для завершения консолидации розницы и «полки». В последнем случае решать будет покупатель».


Денис Кунгуров
pharmvestnik