Провизоры попадут в сети

Эксперты предрекают ускорение консолидации фармрынка
Российский фармацевтический рынок, особенно дистрибьюторское и розничное звено, в ближайшей перспективе ждет череда слияний и поглощений. По мнению самих участников рынка и экспертов, укрупнение произойдет не потому, что у больших игроков слишком много свободных средств, а скорее потому, что небольшие региональные компании сегодня работают на пределе возможностей и не смогут пережить резкое снижение рентабельности лекарственного бизнеса. За последний год доходы компаний падали в результате введения целого ряда ограничений фармрынка со стороны государства и усиления контроля за отраслью в целом. Сначала были установлены предельные значения торговых надбавок на весь лекарственный ассортимент, затем последовали ограничения отпускных цен производителей на жизненно необходимые препараты и обновление обязательного аптечного ассортимента. Первым к поглощению нежизнеспособных коллег приготовилось дистрибьюторское звено, которое на начало года насчитывало около двух тысяч компаний по стране (из них крупных несколько десятков). С некоторой задержкой, после перегруппировки сил, за ними последуют крупнейшие аптечные сети.

«Дистрибьюторы всегда первыми встречают все изменения на рынке и первыми на них реагируют», — говорит директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, за время кризиса практически все оптовики были вынуждены сократить численность работников склада и в некоторых случаях площади хранения. Давление на оптовиков усилилось после введения новых правил регулирования цен на лекарственные средства из списка жизненно необходимых (ЖНВЛС). «Так, логистика, например, одной упаковки некоторых традиционных для нашей страны препаратов обходится примерно в 7 руб., а в аптеках он стоит в среднем 5 руб.», — отметил г-н Мелик-Гусейнов в своем докладе на недавней международной конференции Института Адама Смита «Российский фармацевтический форум» в Санкт-Петербурге. И потому мелкие региональные компании, лишившиеся к тому же поддержки местных администраций, скорее всего не выживут.

Собственно, к уменьшению количества посредников в цепи продажи медикаментов уже давно призвали руководители Минздравсоцразвития, организующие госзакупки медикаментов. Но на практике фармацевтические оптовики все же остаются пока незаменимым звеном. Организовать доставку хоть сколько-нибудь значительного числа медикаментов в регион может только профессиональная логистическая компания, особенно если речь идет о препаратах, требующих особых условий хранения. Таким требованиям отвечают крупные компании, и новые государственные ограничения сделали их позиции даже более прочными в сравнении с производителями и аптечными сетями.

Расширение влияния своей компании в регионах в самой ближайшей перспективе ожидает председатель правления специализированного дистрибьютора «R-Pharm» Алексей Репик. Сегодня его компания уже занимается не только торговлей, но и вкладывается в собственное производство фармацевтических и биологических субстанций: «В наших ближайших планах — покупка действующих GMP-производств в Костроме и запуск совместно с «Химраром» производства активных веществ в Ярославском фармацевтическом кластере», — делится планами г-н Репик. «Мы готовы проводить активную экспансию на рынок», — говорит Михаил Степанов, директор по маркетингу компании Imperia-Pharma. Эта северо-западная компания в ближайшее время откроет около десяти суперсовременных фармацевтических складов в регионах России.

«Будущее отрасли за консолидацией. Две тысячи дистрибьюторов стране не нужно», — считает генеральный директор крупнейшей российской оптовой фармкомпании ЦВ «Протек» Алексей Молчанов. ЦВ «Протек» первым среди конкурентов стал публичной компанией: IPO, состоявшееся 27 апреля, принесло 400 млн долл. «50% вырученных денег пойдет на поддержание розницы («Протек» владеет аптечной сетью «Ригла»), 30% — на поддержку собственного производства, 20% — на завершение модернизации логистических центров», — сообщил г-н Молчанов, выступая на конференции. К слову, г-н Молчанов тут же продемонстрировал, как именно будет происходить укрупнение на рынке. На упрек одного из партнеров своей компании, директора небольшой аптечной сети с Урала, пожаловавшегося на «жадность» дистрибьюторов, отказывающихся в последнее время предоставлять скидки в зависимости от объема закупаемых лекарств, он предложил рознице «готовиться к консолидации». «По нашим прогнозам, через два-четыре года 90% рынка будет разделено между двумя-тремя крупными дистрибьюторскими компаниями», — подтвердил прогнозы конкурентов председатель совета директоров группы РОСТА Йорман Кайасте.

В отличие от оптового в розничном сегменте фармрынка ситуация не столь прозрачна. «Открытая информация, позволяющая судить о том, прибыльная сеть или убыточная, есть только у двух компаний — «Ригла» и «36,6». Работа с другими — это, по сути, не страхуемый риск», — отметил Алексей Молчанов. Существует масса государственных аптек (около 40%) и одиночных, не входящих в сети. По данным Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) сейчас в стране работает более 5600 аптечных учреждений.

Аналитики тем не менее уверены, что после введения новых правил государственного ограничения цен на ЖНВЛС рентабельность аптечного сегмента, работавшего и до этого с маржой примерно 6%, заметно сократилась — в среднем до 4%. Что сразу же повысило значение нелекарственного ассортимента, который уже сейчас приносит аптекам более 60% дохода. Соответственно хорошо себя чувствовать в будущем будут только те сети, которые уже сейчас не только продают шампуни и косметику, но и выпускают их под собственными брендами. Значительными успехами в этой области пока может похвастаться только сеть «36,6», в ассортименте которой почти 1000 наименований собственной косметики и гигиенических средств. «Мы планируем поддерживать доходность с помощью собственной марки. Средняя маржа на эти товары 63%. За год их продажи выросли на 83%», — говорит заместитель генерального директора сети «36,6» Герман Иноземцев.

«Положение аптек осложняется тем, что помимо ценовых ограничений они должны иметь в наличии обязательный, установленный государством, ассортимент. Подобных ограничений у дистрибьюторов нет», — отмечает Давид Мелик-Гусейнов. Работать в новых условиях смогут только большие сети, за ними будущее, считает генеральный директор аптечной сети «Ригла» Андрей Гусев. По его словам, рано или поздно российский рынок будет мало отличаться от американского, где десять крупнейших сетей занимают 90% всей аптечной розницы. Сейчас же десять ведущих российских сетей покрывают не более 50% рынка. Но уже сейчас «Ригла» и «36,6» покупают активы в регионах. И в ближайший год-два этот процесс будет только набирать обороты.

Для потребителя передел аптечного рынка мало что изменит. «Практика показывает, что на месте закрывшихся аптек в 90% случаев вновь открываются аптеки», — отмечает г-н Мелик-Гусейнов. Учитывая вступление в силу с 1 апреля нормы закона «Об обращении лекарственных средств», регулирующей предельные значения отпускных цен производителей, значительная часть гарантированного ассортимента аптек уже защищена от резкого подорожания.
Галина ПАПЕРНАЯ


vremya