В последние годы пристальное внимание уделяется изучению процессов хранения и воспроизведения памяти. Науке уже известен ряд белков, играющих ключевую роль в механизмах запоминания. Многие работы экспериментально исследуют их свойства. Одна из них, авторами которой выступили российские специалисты из НИИ нормальной физиологии им П. К. Анохина РАМН, посвящена потере памяти у крыс и улиток в результате блокирования NMDA-рецептора. Результаты исследования (оно поддержано РФФИ) опубликованы в журнале «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины» № 9, том 150, 2010 год, сообщает Информнаука.
Учёные всего мира интенсивно изучают молекулярные механизмы памяти. Наибольшее внимание специалистов привлекает NMDA-рецептор. Это канал, расположенный на мембране нейрона. При изменении мембранного потенциала и взаимодействии с глутаматом канал открывается и пропускает в клетку ионы кальция, которые запускают ряд трансформаций внутри нейрона. Известно, что NMDA-рецептор играет важную роль в процессах синаптической пластичности (то есть изменяет интенсивность взаимодействия нервных клеток друг с другом), а значит – и в процессах обучения и памяти.
Сотрудники НИИ нормальной физиологии им П. К. Анохина РАМН под руководством Владимира Никитина исследовали влияние веществ, блокирующих NMDA-рецептор, на формирование условных рефлексов у крыс и улиток.
У животных вырабатывали условные рефлексы. Улиток сажали на вращающийся шар (это стандартный метод работы с брюхоногими) и предлагали две разновидности еды: банан и варёную морковь. В том случае, если улитка предпочитала банан, на неё воздействовали электрическим током. Крыс учили выбирать между двумя поилками с водой: одна пахла лимоном, и вода в ней была обыкновенной, а вторая – мятой, и её содержимое горчило (там был хинин). И улитки, и крысы быстро запоминали экспериментальную ситуацию и выбирали только «правильный» вариант – морковь или лимонный запах.
После обучения животных разделили на экспериментальную и контрольную группы. Улиткам и крысам из первой ввели антагонист NMDA-рецепторов, дизоцилпин (МК-801). Это вещество закрывает мембранный канал и не даёт ионам проходить сквозь него.
Через сутки после введения МК-801 всем животным напоминали экспериментальную ситуацию: улиток помещали на шар, а крысам предъявляли запахи лимона и мяты. Ещё через 12 дней животных снова поместили в условия первоначального эксперимента. Было выяснено, что животные, которым не давали МК-801, хорошо помнили то, чему их обучали: улитки выбрали «верную еду», а крысы «правильную» поилку. Животные, получавшие антагонист NMDA-рецепторов, часто делали неправильный выбор.
Учёные пришли к выводу, что введение МК-801 послужило не только потере памяти (амнезии), но и нарушению способности к обучению: в дальнейшем эти животные не смогли выработать такой же условный рефлекс. Специалисты поясняют: механизм нарушения способности к обучению в результате введения МК-801 до конца не ясен. Они планируют изучать развитие необратимой амнезии в дальнейших исследованиях.
Источник информации:
З.И. Сторожева, С.В. Солнцева, В.П. Никитин, А.Т. Прошин, В.В. Шерстнев «Необратимая амнезия у крыс и виноградной улитки при нарушении реконсолидации ассоциативной памяти антагонистом рецепторов NMDA глутамата». Бюллетень экспериментальной биологии и медицины № 9, том 150, 2010 год