В Росздравнадзоре состоялось заседание Коллегии

В Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития под председательством руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля состоялась Коллегия, посвященная вопросам предоставления платных медицинских услуг населению.

В заседании приняли участие председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Ольга Борзова, начальник инспекции по контролю расходов федерального бюджета на здравоохранение и за бюджетом ФФОМС, Помощник Генерального прокурора РФ Ольга Шамшина, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, начальник инспекции по контролю расходов федерального бюджета на здравоохранение и за бюджетом Федерального  фонда обязательного медицинского страхования Счетной Палаты ПФ Ольга Андреева, заместитель начальника Управления организации службы государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора Михаил Орлов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению Леонид Рошаль,  руководители региональных органов управления здравоохранением, представители страховых организаций, бизнеса и медицинского сообщества. Министерство здравоохранения и социального развития было представлено советником отдела организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России Татьяной Басмановой.

Заместитель руководителя Росздравнадзора Ирина Серегина представила информацию по результатам проведенных Росздравнадзором в 2008 году проверок соблюдения правил предоставления платных медицинских услуг в субъектах Российской Федерации. Выявлен целый ряд серьезных нарушений при оказании платных медицинских услуг в проверенных лечебно-профилактических учреждениях. Основными являются отсутствие необходимой информации для пациентов, ненадлежащее оформление договоров на оказание платных медицинских услуг, отсутствие лицензий на медицинскую деятельность, а также разрешения на оказание данных услуг. Есть претензии и к качеству оказания медицинской помощи в рамках платных услуг.

В 2008 году в 24 субъектах Российской Федерации проверена деятельность 41 органа управления здравоохранением (21 проверка – на уровне субъекта, 20 – на муниципальном), проверены 1216 учреждений здравоохранения (учреждения государственной формы собственности – 38%, муниципальной – 62%).

В органах управления здравоохранением 6 субъектов Российской Федерации на момент проверки не была разработана нормативная база, регламентирующая порядок оказания платной медицинской помощи (республики Кабардино-Балкарская, Мордовия, Саха (Якутия), Хабаровский край, Курская, Сахалинская области).

В ряде субъектов недостаточное кадровое и материально-техническое обеспечение медицинских учреждений определяет наличие очередности на госпитализацию в стационары, проведение диагностических и консультативных услуг, а также использования медицинского оборудования, полученного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» (республики Карелия, Татарстан, Ставропольский край, Воронежская, Костромская, Свердловская, Тверская, Ярославская области).

Выявлены единичные случаи выдачи органом управления здравоохранения разрешений на осуществление платных услуг при отсутствии у ЛПУ лицензии на отдельные виды медицинской деятельности (Алтайский край, Архангельская область, Ненецкий автономный округ).

В органах управления здравоохранением 6 субъектов Российской Федерации (республики Кабардино-Балкарская, Мордовия, Саха (Якутия), Хабаровский край, Курская, Сахалинская области) не была разработана нормативная база, регламентирующая условия предоставления специального разрешения на платные медицинские услуги. Также выявлено отсутствие утверждённого порядка выдачи специального разрешения в ряде муниципальных образований (республики Коми, Северная Осетия – Алания, Чувашская).

В 26 субъектах Российской Федерации выявлены факты предоставления медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению без специального разрешения органа управления здравоохранением, как правило на муниципальном уровне (республики Адыгея, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Приморский край, Вологодская, Орловская, Челябинская области).

Установлено, что в ряде проверенных учреждений бухгалтерский учёт ведётся, а статистический отсутствует. Выявлены факты не оформления соответствующей медицинской документации, отсутствия клинического обоснования поставленного диагноза, назначенного лечения (Республики Алтай, Кабардино-Балкарская, Владимирская, Иркутская, Ростовская области, Чукотский автономный округ).

Выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе факты двойного финансирования оказываемых пациентам медицинских услуг: с одной стороны, из бюджета и средств ОМС, с другой – за счет личных средств граждан, а также оформление договоров добровольного медицинского страхования при отсутствии страхового случая (Чувашская Республика, Пермский край, Новосибирская, Свердловская, Томская области).

Факты не заключения договоров с населением выявлены в 29 субъектах Российской Федерации, а несоответствия оформления договоров действующим гражданско-правовым нормам (отсутствие подписей сторон, печатей, предметов договоров, обязательств и ответственности сторон, дат подписания, сроков предоставления услуги, оформление одного экземпляра договора и др.) – в 52 субъектах Российской Федерации.

По результатам проверок Росздравнадзора в субъектах РФ составлены многочисленные протоколы, которые переданы в правоохранительные органы. В Камчатском крае два протокола об административно-правовых нарушениях направлены в суд. В республике Татарстан выявлено, что в МУЗ «Больница скорой медицинской помощи» г. Набережные Челны во исполнение приказа главного врача с каждым поступившим в данное учреждение пациентом в обязательном порядке заключался договор на лекарственное обеспечение за счет собственных средств. Руководитель учреждения освобожден от занимаемой должности. В ГУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» выявлен факт оказания платных услуг опосредованно через коммерческую организацию, а именно проведение платного лабораторного мониторинга эффективности лечения социально-значимых заболеваний. В результате приостановлено оказание платных медицинских услуг, оплата мониторинга внесена в программу государственных гарантий, главный врач отстранен от занимаемой должности. В Нижегородской области были выявлены многочисленные нарушения законодательства в сфере оказания платных медицинских услуг на общую сумму около 300000 руб. По фактам выявленных нарушений правоохранительными органами возбуждено уголовное дело.

Ольга Шамшина отметила, что по данным Генеральной прокуратуры, повсеместно выявляются нарушения при предоставлении гражданам платных медицинских услуг, имеют место факты поборов и вымогательства денег у пациентов, взимание платы за медицинские услуги, входящие в территориальные программы. Полученные денежные средства от оказания платных медицинских услуг зачисляются на счета коммерческих структур, объем оказываемой бесплатной помощи не соответствует территориальным программам. Она подчеркнула, что Генеральная прокуратора намерена детально рассматривать все подобные факты и во втором полугодии 2009 года будут проведены совместные с Росздравнадзором проверки.

Ольга Борзова отметила, что по анализу обращений граждан выявлено много фактов нарушений: платные услуги оказываются в рабочее время на государственном оборудовании, длительные сроки ожидания госпитализации, взимание платы за экстренную медицинскую помощь, отсутствует информация о порядке предоставления и объемах платных услуг в учреждениях всей страны.

Ольга Андреева, представитель Счетной палаты, подчеркнула важность постоянного контроля и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в сфере оказания платных медицинских услуг

Представители органов исполнительной власти Москвы, Брянской области, Чувашской республики, Республики Татарстан рассказали об опыте организации предоставления платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях. В Татарстане и Чувашской республике начата работа по постепенному выводу платных медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений, создана система, позволяющая отслеживать этапы оказания платных медицинских услуг, разграничены потоки платных и бесплатных больных. Все это стало возможно, в том числе благодаря интенсивным мероприятиям по информатизации всех лечебно-профилактических учреждений региона, каждое из которых имеет свой сайт. Дела о нарушениях оказания платных медицинских услуг со стороны врачей сразу передаются в прокуратуру, полностью исключены платные услуги в акушерстве, гинекологии и педиатрии.

Руководитель Росздравнадзора Николай Юргель:

Платные услуги в здравоохранении напрямую связаны с проблемой доступности медицинской помощи. Это направление имеет морально-этический и психологический аспект. Случаи, когда программа госгарантий подменяется в ряде субъектов РФ платными услугами, мы расцениваем как факты безответственного отношения руководителей органов здравоохранения к своим обязанностям. К сожалению, имеют место и поборы как в поликлиниках, так и в стационарах.

На Коллегии были обсуждены вопросы, которые в условиях экономического кризиса будут приобретать все большую остроту. С одной стороны необходимо соблюдать требования Конституции РФ, с другой стороны мы сталкиваемся с объективной реальностью. Необходимо модернизировать нормативно-правовую базу оказания платных медицинских услуг, разработать порядок их оказания и регламенты осуществления контрольных мероприятий.

Особое внимание требуют вопросы ценообразования. В ближайшее время Росздравнадзор будет наделен полномочиями в сфере контроля цен на лекарственные средства. Мы намерены выступить с аналогичным предложением по вопросу тарификации платных медицинских услуг. Сегодня в субъектах практически нет контроля за ценами. Выявляется большое количество жалоб пациентов и нарушений правил оказания платных медицинских услуг. Будут усилены контрольно-надзорные мероприятия в субъектах РФ и на федеральном уровне и проведены проверки в Федеральных государственных учреждениях.

В настоящее время важной задачей является поиск регуляторных механизмов, исключающих возможность манипулирования составом услуг, на которые имеет право пациент, в том числе в части применения различных медицинских технологий в рамках одного стандарта медицинской помощи.


Информационная лента Росздравнадзора