Существующая редакция законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в значительной степени ограничивает права негосударственного здравоохранения и требует серьезной доработки. Об этом говорится в рекомендациях, направленных сегодня руководителю Комитета Госдумы по охране здоровья Ольге Борзовой председателем Комиссии по здравоохранению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александром Гротом и исполнительным директором Ассоциации частных многопрофильных клиник Владимиром Кукушкиным.
В рекомендациях говорится, что в обсуждаемом законопроекте основные положения касаются организации государственного здравоохранения и оказания помощи за счет средств обязательного медицинского страхования /ОМС/. «Такой акцент приводит к ограничению прав частных медицинских организаций. В законопроект должен быть внесен ряд существенных изменений, регламентирующих правовой статус представителей частной медицины», — считают в «ОПОРЕ РОССИИ».
По мнению Александра Грота, описанный в законопроекте территориально-участковый принцип оказания первичной помощи требует изменения с точки зрения доступности и качества для пациентов. «Существующая редакция, несмотря на декларации нового закона об ОМС, ограничивает право граждан на выбор медицинской организации, приводит к искусственному ограничению конкуренции среди медицинских организаций», — считает эксперт.
В свою очередь исполнительный директор Ассоциации частных многопрофильных клиник Владимир Кукушкин назвал статью законопроекта «Платные услуги» недоработанной, отметив, что в целом поддерживает разграничение платных и бесплатных услуг в рамках программы госгарантий. По его словам, необходимо более четко определить виды и объем оказания медицинских услуг по программе ОМС. «Должно быть однозначное толкование — либо бесплатно для пациента, либо за деньги», — отметил Кукушкин. Также, по его словам, в законопроекте важно зафиксировать принцип открытости информации о гарантированном объеме медицинской помощи и предусмотреть процедуру общественного контроля.
По мнению Александра Грота, несмотря на успешные примеры работы частных медицинских организаций по оказанию высокотехнологичной помощи, законопроект по-прежнему ограничивает право участвовать в реализации соответствующих государственных программ. Закладывается абсолютно непрозрачный механизм формирования списка медицинских организаций без учета их возможностей, опыта работы и готовности участвовать в госпрограмме оказания высокотехнологичной медицинской помощи на конкурсной основе.
Понимая важность информированного добровольного согласия как инструмента защиты прав пациента, авторы рекомендаций отмечают, что порядок, изложенный в статье «Информированное добровольное согласие», является слишком сложным. Это может привести к излишнему документообороту, нагрузке на врачей немедицинским процессом и в результате создаст предпосылки для ущемления прав пациента и необоснованной нагрузке на бюджет.
«Одной из мер по поддержке предпринимательства в сфере здравоохранения, — убежден Александр Грот, — будет внесение в законопроект дополнений об установлении специального правового режима передачи объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности и используемых учреждениями здравоохранения». «Необходимо внести такие дополнения, которые бы предусматривали сохранение медицинского профиля имущества и устанавливали особый порядок выведения профильного медицинского имущества из сферы здравоохранения», — заключил Грот.
В целом, авторы письма считают, что в первую очередь необходимо широко обсудить и утвердить концепцию развития здравоохранения России, что до сих пор не сделано.