Сергей Смирнов: Ситуация на российском фармрынке должна измениться в лучшую сторону

Сергей Смирнов, вице-президент компании Ново Нордиск

Одним из главных приоритетов российской фармацевтической и медицинской промышленности является переход к инновационной модели развития. По мнению экспертов, это обеспечит не только конкурентоспособность отечественных предприятий, но и станет экономическим локомотивом для смежных отраслей. В интервью «ББ» вице-президент компании «Ново Нордиск», председатель комитета по здравоохранению и фармацевтике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Сергей Смирнов рассказал, чем обусловлены исключительные перспективы рынка России по сравнению с другими странами БРИК, высоко оценил роль ФАС в регулировании законодательной базы фармацевтической отрасли, рассказал о деятельности Ассоциации европейского бизнеса и объяснил, почему необходимо активнее внедрять методы оценки медицинских технологий.

Как вы оцениваете общую ситуацию на российском рынке?

Задача, поставленная правительством в области медицинской и фармацевтической промышленности, по существу заключается в том, чтобы создать новую отрасль, привлекательную для инвестиций и способную генерировать инновации, выпуская на их основе конкурентоспособную, безопасную, качественную и доступную по цене продукцию. По словам премьер-министра России Владимира Путина, для формирования инвестиционного климата и благоприятной деловой среды в отрасли необходимо «сделать 100 шагов вверх — подняться со 120-го на 20-е место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса». И я с этим полностью согласен.

Эксперты называют российский рынок одним из наиболее перспективных, в том числе и среди активно развивающихся рынков БРИК, потому что в России потребители, бизнес и государство понимают значение качества продукции и готовы платить за надлежащее качество.

Что необходимо сделать для динамичного развития рынка?

Одним из условий должны стать дальнейшая либерализация законодательства и вступление России в ВТО. Это позволит унифицировать национальное регулирование отрасли и мировые нормы, в том числе в области таможенных отношений. Однако на интеграцию в мировой рынок может потребоваться несколько лет.

В свою очередь фармацевтическая индустрия также может внести существенный вклад в модернизацию российской экономики, если федеральное и региональное законодательство обеспечит равные условия для всех субъектов рынка путем открытой, честной и свободной конкуренции. Как неоднократно отмечалось в материалах комитета по здравоохранению и фармацевтике АЕБ, регуляторные изменения за последние два года оказали неоднозначное влияние на положение международных фармацевтических компаний в России. Отсутствие внятного диалога с предпринимательской средой привело к односторонним мерам и действиям со стороны государства (таким, как нерыночное ценообразование, предубеждения по поводу взаимодействия с врачами и затруднения с включением новых препаратов в государственные программы). В настоящий момент особое беспокойство вызывает отсутствие ясно выраженной политической декларации о гармонизации российских подходов с международными.

Можно ли ждать, что инвестиционная ситуация в РФ улучшится? И как скоро это произойдет?

Большинство компаний — членов комитета по здравоохранению и фармацевтике АЕБ — уверены в том, что ситуация на российском фармрынке изменится в лучшую сторону в ближайшие два года. В основном это связано с началом реализации планов по программе лекарственного страхования. Поэтому многие зарубежные фармкомпании озаботились локализацией своего производства в России. Для них сама возможность принять участие в масштабных государственных программах выглядит весьма заманчиво. Положительную роль сыграли и решения Федеральной антимонопольной службы России. Они способствовали формированию единой законодательной базы антимонопольного регулирования фармацевтической отрасли, проведению совместных расследований, внедрению единой правоприменительной практики, повышению ответственности за введение в заблуждение относительно технических свойств и характеристик ЛС, а также установлению критериев и сроков оценки коммерческих партнеров.

В чем вы видите роль АЕБ, какую помощь ассоциация может оказать российским предприятиям?

Инвестиции в здравоохранение могут быть многообразными. Это не только совместное производство современных лекарственных препаратов и медицинских изделий, но и, что самое главное, совместная разработка инновационных препаратов, поддержка высокотехнологичных отраслей здравоохранения, передовых научных разработок и т. д. Правительство России планирует создать инфраструктурные конгломераты для объединения усилий научных, исследовательских, образовательных, внедренческих и производственных организаций — фармацевтические и биотехнологические кластеры со специальными экономическими режимами. Но мировой опыт доказал, что разработка инновационных препаратов экономически оправданна для глобальных рынков, для рынка одной страны она малоэффективна.

Благодаря своему исследовательскому потенциалу и научному опыту, обладая передовыми медицинскими ноу-хау, лидеры мировой Фармы, (члены АЕБ), могут реально способствовать обновлению и развитию научного и производственного потенциала российской фармацевтической промышленности: создавая совместные фармпредприятия на основе современных технологий и привлекая лучших российских и мировых ученых к перспективному сотрудничеству по разработке новых препаратов. Все эти изменения, безусловно, сделают более доступными самые современные методики лекарственной терапии для наших граждан.

Особый интерес сегодня представляют разработки в области профилактики и лечения социально значимых заболеваний, а также их социально-экономическая оценка. Так, одним из таких заболеваний является сахарный диабет и связанные с ним осложнения. Для обеспечения высокого качества жизни людей с диабетом важна доступность самых современных методов лечения, и, прежде всего, инсулинов новейшего поколения.

Опрошенные «ББ» специалисты сошлись во мнении, что в качестве инструментов, влияющих на принятие обоснованных и прозрачных решений при выборе жизненно-необходимых лекарств, объективных и доказательных критериев, следует обеспечить всестороннюю поддержку внедрению методов ОМТ (оценки медицинских технологий). В чем главная цель такой оценки?

Прежде всего — способствовать формированию политики здравоохранения и процессу принятия решений, касающихся медицинских технологий, с учетом именно этих вопросов. ОМТ опирается на исследования по влиянию на состояние здоровья и более общие последствия применения технологий в здравоохранении. В большинстве европейских стран соответствующие программы либо уже действуют, либо планируются. Их цель — помочь правильно сформировать политику здравоохранения, и ряд проектов уже получил поддержку в Евросоюзе.

Система ОМТ, представляющая собой способ определения клинической обоснованности и экономической приемлемости различных технологий, в масштабах России используется пока достаточно редко. Причина этого в том, что как затраты, так и результаты лечения в данном случае должны быть выражены в денежных единицах. (Это оценка снижения уровня инвалидности в той величине денежной прибыли, которую получает или не получает государство в результате лечебного процесса; повышение смертности в денежном выражении, отражающее величину государственных убытков вследствие утраты работоспособного населения и пр.) Монетизация результатов терапии — процесс сложный и кропотливый, требующий серьезной профессиональной подготовки. Оценка медицинских технологий является наиболее перспективной методологией, позволяющей как государству, так и обществу на основе доказательной базы оценивать долгосрочную выгоду от применения тех или иных методов лечения.

Насколько важным является соблюдение принципов ОМТ?

Это, безусловно, поможет усовершенствовать официальные рекомендации и станет отправной точкой для руководителей, намеревающихся применять такие инструменты. Внедрение системы оценки медицинских технологий повысит доступность лекарственных средств, это, в свою очередь, повысит социальную защиту пациентов и контроль над затратами при проведении терапии. При этом система должна быть как можно более открытой и прозрачной, а степень субъективности при принятии решений — минимальной. В результате механизмы эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на лекарственное обеспечение населения и повышение доступности лекарственных средств, а также научно обоснованный выбор методов лечения, точное и объективное составление формуляров и списков лекарственных средств льготного отпуска, начнут, наконец, реально действовать.

Источник: журнал Большой Бизнес


Анатолий Чернов
gmpnews