Виктор Дмитриев: «Выпускники фармацевтических вузов будут востребованы на рынке труда»

Четыре года назад в России была принята стратегия развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020». Как идет реализация на практике этого программного документа и что ждет российскую фармотрасль в ближайшее время? Об этом агентству РИА АМИ рассказал генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев.

Какое значение для российской фармацевтической отрасли имеет стратегия развития промышленности «Фарма-2020»?

В  последнее время руководство страны уделяет особое внимание развитию фармацевтики, фармакологии и биотехнологий. На развитие инновационного и научно-технического потенциала медицинской и фармацевтической промышленности до 2020 г. выделяется более 180 млрд рублей, или 6 млрд долларов. Это значительная сумма.

Для сравнения, по финансовой обеспеченности этих направлений Россия в три раза превосходит соседнюю Украину. Б?льшая часть этих средств направляется в фармацевтический сектор, и идет на развитие производства, подготовку кадров, поддержку науки. Стратегия «Фарма-2020» предполагает строительство в России зарубежными компаниями производственных площадок и их дальнейшее развитие. Такая активность способствует появлению в нашей стране новых рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы, развитию инновационного и научно-технического потенциала медицинской и фармацевтической промышленности, привлечению инвестиций в отрасль.

В чем привлекательность программы развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020» для зарубежных производителей лекарств?  

Многие из мировых производителей открыли у нас собственное производство, и этот процесс имеет дальнейшие перспективы. Причем нередко инициаторами выхода на российский рынок и создания фармацевтических кластеров являются сами зарубежные компании. Сейчас Ассоциация ведет переговоры с некоторыми из них.

Одна из целей стратегии «Фарма-2020» – подвести под производственные площадки научный фундамент. Однако на каждом из этапов реализации целевой программы встает вопрос подготовки специалистов. Дело в том, что подготовленность кадров и знание современных технологий производства лекарственных препаратов оставляет желать лучшего. Большая часть научных лабораторий в России значительно отстала от аналогичных центров за рубежом. На это имеются разные причины – устаревшая техническая база, низкий уровень зарплат и т.д. Но главное – сегодня пришли новые технологии, к которым наши компании и специалисты не готовы.

Что же производители лекарств ждут от молодых специалистов?

Больше всего ценится профессионализм и готовность к переезду. Дело в том, что новые фармацевтические кластеры далеко не всегда строятся там, где есть кадровое обеспечение. С этой проблемой уже успела столкнуться Московская область. Так, в Подольском районе недавно были созданы три новых фармацевтических производства. Это привело к нехватке высококвалифицированных кадров и обострению конкуренции между фармпредприятиями. Такое насыщение региона производственными площадками, может быть, хорошо для сотрудников – в условиях переманивания специалистов есть возможность требовать повышения зарплаты, – но это не очень здорово для производителей.

Поэтому отрасли крайне важно иметь определенное количество специалистов, готовых прийти на новое производство. Выпускники фармакадемий будут востребованы на рынке труда. Сейчас у них есть выбор: работать в ближайшем к месту жительства предприятии или переехать в другой регион на новые производственные площадки.

Фармотрасль очень нуждается в молодых квалифицированных кадрах. Одним из возможных путей преодоления кадрового голода является привлечение в Россию молодых специалистов, которые по разным причинам покинули страну для работы за рубежом в научно-исследовательских учреждениях и компаниях. Сформированное под их руководством интеллектуальное ядро могло бы дать толчок развитию отечественной науки.

Что может наша страна предложить специалистам, которые решили вернуться для работы у себя на родине?

Сейчас для них созданы неплохие условия. Кроме поддержки исследований в виде зарубежных грантов появилась также возможность получить финансирование из госбюджета. Достаточно большие средства выделяются на разработку и легализацию лекарственных средств в рамках федеральной целевой программы через Министерство промышленности и торговли. Значительные инвестиции делаются в разработку препаратов из списка 57 стратегически значимых лекарств, которые есть на российском рынке, но не производятся в России. Большое внимание руководством страны уделяется производству средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Как помочь студентам получить знания, которые бы соответствовали последним достижениям в этой отрасли?

У будущих фармацевтов могут возникнуть серьезные проблемы с прохождением вузовской практики на предприятиях, где внедряются международные стандарты производства лекарственных препаратов. АРФП всячески стремится урегулировать данный вопрос. Мы стараемся максимально способствовать тому, чтобы студенты профильных вузов прикоснулись к настоящему «живому» производству, соответствующему мировым стандартам качества GMP. Это не очень просто, так как если компания имеет легализованный сертификат, выданный страной, входящей в Систему сотрудничества по фармацевтическим инспекциям (PIC/S), то пускать посторонних на производство она не имеет права.

Но возможность попасть на такую практику для российских студентов есть. Например, за рубеж направляются студенты-победители Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады, впервые проведенной в 2009 году. Ведущие мировые компании также готовы направлять студентов на учебу за рубеж.

С какими проблемами сталкиваются производители лекарств России?

 Производителей лекарств абсолютно не устраивает существующая система регистрации цен на препараты из списка ЖНВЛП. Поэтому появившиеся сообщения о введении с 2015 года лекарственного страхования были нами восприняты положительно, и мы ждем новелл в этом направлении.

Определенные проблемы имеются и в сфере регулирования лекарств. Лекарство – это особый товар, социально значимый. Поэтому очень важно обеспечить его безопасность. Создание серьезных регуляторных механизмов – это нормальная практика. Однако бизнес сталкивается с отсутствием достаточного числа квалифицированных специалистов, готовых работать в регуляторных органах. Специалистов по контролю производства лекарственных препаратов и медицинского оборудования, знающих правовые аспекты, сферу лекарственного обращения и фармацевтику, к сожалению, не готовят ни в фармакадемиях, ни в юридических вузах. И это наша беда. Фармацевтические вузы не дают в полном объеме тех юридических знаний и компетенций, которые сегодня нужны как для работы в компаниях, так и в регуляторных органах.

Из-за кадрового пробела отрасль получает не очень качественные нормативно-правовые акты. В качестве примера таких документов можно взять закон об обращении лекарственных средств и поправки к закону об основах охраны здоровья населения, к которому сейчас много вопросов и у регуляторов, и у бизнеса, и у медицинского сообщества. Решение проблемы нехватки квалифицированных регуляторов лежит в повышении квалификации кадров за рубежом, в первую очередь, в европейских вузах и школах, которые готовят специалистов в регуляторной сфере.

Много вопросов возникает в связи с созданием Таможенного союза, который предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Но лекарства – товар особый и регулируется они тоже по-особенному. Свободного хождения наравне с другими товарами они иметь не могут. Поэтому возникают коллизии, когда, например, лекарственное средство рекламируется во всех странах Таможенного союза, но в одной стране препарат – рецептурный, в другой – безрецептурный, а в третьей – вообще не зарегистрирован.

Как, по вашему мнению, может быть решен вопрос производства на территории России препаратов из перечня жизненно необходимых лекарственных средств?

К производству фармацевтических субстанций надо отнестись с точки зрения национальной безопасности. Доля отечественных лекарственных препаратов, изготавливаемых из субстанций, произведенных в России, весьма мала – не более 5-10%. Но сама проблема гораздо глубже и лежит далеко за пределами количественных показателей.

Производство субстанций сегодня сворачивается, в том числе и в США. Причина – мировыми фабриками по производству этого компонента стали Китай и Индия. С точки зрения экономики и экологии, возможно, для России это и хорошо. Сегодня мы не можем конкурировать, к сожалению, с тем же Китаем, где политика демпинга на международных рынках, по сути, стала чуть ли не государственной. Но с точки зрения безопасности, сворачивание производства определенного ряда фармацевтических субстанций – это уже плохо.

Настораживают случаи банкротства отечественных предприятий вследствие демпинга. Например, на одном предприятии-производителе аскорбиновой кислоты 1 кг субстанции стоил 4 доллара. Китайский производитель стал продавать субстанцию по демпинговой цене, которая была в два раза ниже. Отечественное предприятие вынуждено было остановить производство. В итоге китайский производитель стал фактическим монополистом и через 4 года поднял цены до 14 долларов. Такая же история может произойти и с другими препаратами.

Эта проблема должна решаться в рамках стратегии «Фарма-2020». Нужно четко определить, какие субстанции действительно необходимы для производства значимых лекарств. В первую очередь, это должны быть препараты, которые серьезно влияют на заболеваемость и смертность в стране, например, онкологические препараты. Здесь мы ожидаем поддержку со стороны государства.


ria-ami