Медицина маслом

Врач – фигура столь же древняя, как и само человечество. Хотя в разные эпохи его изображали очень по-разному. Менялась роль доктора в обществе – появлялись и новые художественные образы в живописи. 

В греческом зале

В Древней Греции практикующие медики особым уважением не пользовались. Зато в почете были жрецы бога врачевания Асклепия, считавшие основным лекарством от всех болезней сон. На краснофигурных аттических вазах изображались сосредоточенные медикусы, в основном в ходе амбулаторно-хирургических манипуляций – чрезвычайно популярных кровопусканий или извлечения стрел, реже – перевязки.

Доктор по статусу был приравнен к ремесленнику или слуге, а успехи его приписывались скорее божественному вмешательству, нежели знаниям и опыту. И очень часто герои-полубоги были сами себе докторами, как на одной из самых известных чаш на эту тему

«Ахилл, перевязывающий руку Патрокла», 500 г. до н.э.


Теоретики и практики

В Средние века появились медики с университетским образованием. В основном они опирались на догмы, оставшиеся от Гиппократа и Галена, из-за чего часто ошибались в диагностике и лечении. Тем не менее они получали достаточно большие гонорары и были состоятельными и даже знатными гражданами, которых художники с удовольствием изображали на картинах в позитивном свете.

А в негативном на полотна попадали их коллеги по цеху – хирурги-цирюльники  и зубодеры, так и оставшиеся в статусе неучей, ремесленников. Их рисовали на фоне городских или чаще сельских пейзажей в неопрятных, кричащих одеждах. Это только усиливало образ шарлатанов, который приписывался им молвой и их догматичными, но образованными коллегами.

Лукас ван Лейден, гравюра «Хирург», 1524 г.


Воспевание опыта

Ренессанс принес с собой моду на классические портреты анфас на фоне пейзажа и всех атрибутов профессии. Именно так был изображен гениальный врач XVI века Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, более известный как Парацельс. А выдающийся анатом Андреас Везалий на гравюре запечатлен в анатомическом театре во время вскрытия. Так постепенно на первый план стало выходить практическое начало в авторитете медика, его умения и навыки.

Хотя в XVII веке все еще сохранялась традиция комического отображения зубодеров и странствующих докторов. И по-прежнему картины служат предупреждением: «Опасно: шарлатаны!»

До наших дней

Начиная с XVIII века медицина стала уверенно отходить от догм к проверке фактов опытом. Анатомы, например, были настоящими светилами для тех, кто писал их портреты. И за такую работу брались выдающиеся мастера кисти, такие как Рембрандт ван Рейн. Одно из его знаменитых полотен – «Урок анатомии доктора Тульпа» – как раз отражает всю степень влияния врача на престиж медицины.

К началу XIX века официальные художники эпохи романтизма представляли медиков в идеализированной манере: в полный рост на переднем крае сражения, в процессе исследования или преподавания. Другие же пытались искать в них человеческие черты, рисуя обычными людьми. Наконец-то были реабилитированы хирурги – их стали писать наравне с «классическими» докторами. И все отрасли медицины заняли свое полноправное место в изобразительном искусстве.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Гоше, 1890 г. 


Рембрандт ван Рейн. «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632 г. 

Источник:  журнал «Российские аптеки» №4 (2012)


remedium