Эксперт фармрынка Давид Мелик-Гусейнов считает, что в России чаще всего подделывают лекарственные препараты в ценовой категории от 150 до 400 рублей.
На рынке лекарств 10 процентов подделки. Объем черного рынка оценили в 2,5 миллиарда долларов. Об этом говорится в докладе «Фармпиратство в России», котоырй подготовил Институт государства и права РАН. Эксперты составили список медикаментов, которые подделывают чаще всего. На первых позициях антибиотики (от 35 до 47 процентов) и гормональные средства (18-20 процентов). Затем идут противогрибковые лекарства, а потом биологически активные добавки и лечебная косметика. Исследование охватывает период с 2004 до 2012 года.
Эксперты говорят, что покупатель не сможет отличить настоящее от подделки.
Какими наклейками ни облепи коробочку с таблетками, в среднем через три месяца новая степень защиты осваивается фальсификаторами. Автоматизированные электронные системы контроля наподобие ЕГАИС в целом эффективны, но могут увеличить стоимость лекарств на 15-25 процентов и тем самым способствовать росту нелегального рынка.
В эфире СИТИ-FM эксперт фармрынка Давид Мелик-Гусейнов:
«Здесь идёт смешение понятий. Дело в том, что часто смешивают понятия контрафактное, фальсифицированное и некачественное лекарственное средство. Это совсем разные группы препаратов. Есть магазин, которые продают фальсификатов, условно говоря, мел внутри, а не действующее вещество. Их на рынке примерно 0,5 процента от оборота. Не такая большая проблема в целом для всей страны. В Америке доля фальсификатов достигает 3 процентов. Потому что там рынок больше и гораздо «вкуснее» для фармацевтических пиратов. Если мы говорим о контрафакте, то доля его в России высокая: примерно 5 процентов от общего объёма рынка, но это не значит, что товар некачественный. Он просто был ввезён в обход таможенных пошлин, произведён в третью смену, не учтена была эта партия в соответствующих декларациях. Третья наиболее острая для российского рынка проблема – это некачественная продукция. То есть изначально он был качественный, но в режиме логистики, в режиме хранения и отпуска его товар потерял свои свойства в плане качества. Вот эти три проблемы в совокупности составляют около 15 процентов от российского рынка.
Визуальное исполнение упаковки и инструкции, плистера настолько технологично, что даже оригинальный препарат уступает им по упаковке
Сегодня фармацевтические пираты редко допускают ошибки в словах. Более того, визуальное исполнение упаковки и инструкции, плистера настолько технологично, что даже оригинальный препарат уступает им по упаковке. Потребитель может проверить препарат, только обратившись в лабораторию, но это большие деньги и сроки. Если вам антибиотик не помог в течение двух дней, это не значит, что он фальсифицированный, это может быть не тот антибиотик. Эта проблема существует не только в России. Она существует в развитых странах: США, Европе. В развивающихся странах рынки ещё настолько малы, что фармпираты не на столько вольготно себя чувствуют.
Недавно в Ростовской области поймали банду, которая подделывала онкологические препараты
Подделывают сегодня препараты в ценовой нише от 150 до 400 рублей. То есть самые ходовые и тиражные товары. Недавно в Ростовской области поймали банду, которая подделывала онкологические препараты. Это был первый случай, когда поймали таких правонарушителей. Средняя стоимость упаковки у них была 2-3 тысячи рублей за одну штуку. Таких пиратов в основном на рынке нет. Подделывают в основном то, что сложно проверить. Дешёвые продукты не будут тоже, конечно, подделывать. Не хочу делать рекламу, но скажу, что аптечная сеть – это дополнительная гарантия того, что вы приобретёте качественный препарат. Если хотя бы одна аптеки из сети попадётся на некачественном препарате, закроют всю сеть».
Фото: © Иван Михайлов / Фотобанк Лори.