Руслан Гаттаров просит Веронику Скворцову объяснить завышенные цены госконтрактов
В Совете Федерации решили прояснить ситуацию с необоснованными, по их мнению, расходами в Министерстве здравоохранения. Член комитета СФ по правовым вопросам Руслан Гаттаров направил запрос главе ведомства Веронике Скворцовой, в котором просит объяснить, почему начальные цены на закупки Минздрава в разы превосходят конечные. Также его интересует, почему в августе этого года был объявлен конкурс на новый сайт ведомства, хотя конкурс по нынешнему сайту состоялся только в апреле и на него было потрачено 10 млн рублей.
В своем обращении Руслан Гаттаров обращает внимание, что в апреле–августе этого года Минздрав разместил три госзаказа, начальная цена которых, судя по всему, была многократно завышена. Так, в апреле был объявлен конкурс на организацию инфраструктуры Федерального центра обработки данных в сфере здравоохранения с начальной ценой 1,89 млрд рублей. После общественной критики без изменений в аукционной документации цена была снижена на 141 млн рублей. А по итогам тендера понизилась более чем втрое, до 565 млн рублей.
В июне Минздрав разместил заказ на разработку программного обеспечения для диспетчеризации санитарного транспорта с начальной ценой 930 млн рублей. По результатам аукциона цена контракта снизилась в 10 раз, до 93 млн рублей.
Наконец, в августе был объявлен конкурс на создание нового сайта министерства ценой 25 млн рублей. Между тем предыдущий такой тендер проводился только весной, и на создание нынешнего сайта ведомства было потрачено 10 млн рублей. Причем новый аукцион с заявкой на 6 млн рублей выиграла та же компания, что и предыдущий. А начальная цена снизилась более чем вчетверо.
— Завышенная цена — это создание необоснованных конкурентных преимуществ. Компании, которые хотят участвовать в тендере, должны внести пятипроцентный залог. Чем выше начальная цена, тем он выше. И не каждая компания способна внести большой залог. И потом, в Минздраве огромное число финансовых дыр, и, завышая цены контрактов, они крайне неэффективно используют свои бюджеты, ведь непотраченные деньги возвращаются в бюджет, — указывает Руслан Гаттаров. — Своим запросом я хочу привлечь внимание к необходимости повышать финансовую дисциплину в наших ведомствах.
Председатель комитета ГД по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР) считает, что если есть подозрение на коррупционный интерес, то нужно не запросы писать, а обращаться в прокуратуру.
— Если известны конкретные факты, нужно обращаться в прокуратуру. Минздрав здесь не исключение, вся система закупок коррупционна сверху донизу, — подчеркнул он.
Депутат согласен с сенатором, что расходы отечественного здравоохранения крайне неэффективны.
— У нас так и не произошла структурная перестройка системы здравоохранения. А накачивать деньгами неэффективную структуру — это бессмысленное занятие, — говорит Калашников.
Член комитета ГД по противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия») наоборот полагает, что многократное снижение цены во время аукционов свидетельствует об их честности.
— Аукционы проводятся достаточно честно. Другое дело, видимо, имеются ошибки при планировании закупки, при составлении технического задания. Это может быть связано как со спецификой отрасли, сложным оборудованием, так и с недостаточной квалификацией сотрудников, — считает Костунов.
Он выразил надежду, что с началом работы Федеральной контрактной системы с 1 января 2014 года прозрачность госзакупок повысится, а число ошибок станет значительно меньше.
В Минздраве оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.