«Чем выше планка, тем лучше. Так мы и работаем», — рассказывает о работе «Grindeks» председатель совета и совладелец предприятия Киров Липман. Концентрация на долгосрочном развитии – один из факторов успешности компании, считает он.
«Grindeks» является крупнейшим фармацевтическим предприятием стран Балтии, но останавливаться на достигнутом не собирается. За последние десять лет в развитие предприятия вложено свыше 60 миллионов евро.
«Чем выше планка, тем лучше. Так мы и работаем», — рассказывает о работе «Grindeks» председатель совета и совладелец предприятия Киров Липман. Концентрация на долгосрочном развитии – один из факторов успешности компании, считает он. Начав почти семьдесят лет назад с производства соевого соуса и шиповникового сиропа, сегодня «Grindeks» стал фармацевтическим предприятием европейского уровня с двумя оригинальными продуктами и ста готовыми лекарственными формами.
Когда в 1957 году Институт органического синтеза Латвийской академии наук создал экспериментальный завод, на нем было начато производство лекарственных веществ. Уже тогда специалисты начали работать над противоопухолевыми препаратами, результатом этой работы стало активное вещество фторафур – самая большая удача сотрудничества института и завода. С 70-х годов препарат стали поставлять японским заводам. Фторафур® быстро зарекомендовал себя, сейчас препарат является одним из самых экспортируемых продуктов «Grindeks».
Десятью годами позже была начата работа над вторым самым узнаваемым продуктом компании Милдронатом® – препаратом для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. После восстановления независимости, экспериментальный завод стал государственным предприятием «Grindeks», а в 1997 году по завершению процесса приватизации – публичным акционерным обществом. С 2002 года крупнейшим акционером предприятия стал Киров Липман.
До сегодняшнего дня оборот предприятия увеличился в десять раз, а размер прибыли – почти в шестьдесят раз. В последние десять лет размер инвестиций в предприятие превысил 60 миллионов евро, созданы новые производства и цеха. В этом году крупнейшие инвестиции в размере 2,4 млн. евро выделены на усовершенствование лаборатории контроля качества. О высоком уровне предприятия свидетельствуют полученные сертификаты качества, управления и надлежащей производственной практики, а также заключения японских, американских и других организаций о соответствии качества продукции «Grindeks» мировым стандартам. Это позволяет предприятию экспортировать свою продукцию в 55 стран мира – в основном в Россию и другие страны СНГ, в 13 странах работают представительства компании.
Конкуренция в фармацевтическом бизнесе очень жесткая, особенно на рынках России и СНГ. «В области готовых лекарственных форм там мы сталкиваемся с заметным протекционизмом местных производителей», — поясняет ситуацию Липман. Россия и СНГ – основной рынок сбыта готовых лекарственных форм «Grindeks», там компания реализует половину продукции, поэтому руководство держит руку на пульсе. Правда, беспокоиться еще рано, так как на российском фармацевтическом рынке заметны положительные тенденции.
В свою очередь, в бизнесе активных фармацевтических веществ главными конкурентами остаются китайские и индийские производители, которые придерживаются политики низких цен. «Рост, который мы демонстрировали до этого, показывает, что мы можем успешно конкурировать с другими производителями, поэтому, несмотря ни на что, в будущее я смотрю решительно», — говорит Киров Липман.
Предприятие регулярно расширяет портфель своей продукции – каждый год планируется вводить по четыре дженерика. Это аналоги оригинальных медикаментов, которые могут появиться на рынке после истечения патента оригинальных препаратов. Однако, чтобы сделать это, нужно пройти несколько этапов, начиная с обобщения мнения пациентов и врачей, заканчивая исследованиями и инвестициями.
Добавленная стоимость каждого кроется во вложенных в него знаниях. У «Grindeks» есть своя структура по исследованию и развитию, с частью работы они справляются сами, а к части подключают местные и зарубежные научно-исследовательские центры. О значении исследовательской деятельности на предприятии можно судить по объему инвестиций – каждый год свыше пяти миллионов евро. «Мы также работаем в области исследований и изучения новых оригинальных продуктов, заметные результаты есть», — продолжает Липман. Латвийская академия наук выразила благодарность ученым Института органического синтеза и «Grindeks» за одно из самых значительных достижений латвийской науки в прошлом году, которое ознаменовало завершение химического и экспериментального исследования нового вещества. «Это позволит начать клинические исследования вещества, значит, в будущем может появиться новый медикамент для лечения сердечно-сосудистых заболеваний», -рассказал Киров Липман. Однако разработка нового оригинального продукта очень сложный процесс и может потребовать инвестиций в размере миллиарда евро.
Так как в Латвии наблюдается так называемый brain drain – отъезд из страны талантливых и умных людей, «Grindeks» в рамках своей отрасли пытается обезопасить себя. В 2006 году предприятие основало фонд «В поддержку образования и науки». Каждый год его поддержку получают люди, которые показали успехи в сфере образования и науки, а также проекты, способствующие развитию образованию и науки. Также «Grindeks» является генеральным спонсором сборной Латвии по хоккею и патроном Национальной оперы. Кроме этого, почти 15% от оборота компания тратит на маркетинговые кампании для продвижения своих продуктов на рынках разных стран. За первые девять месяцев прошлого года на эти нужды было потрачено 11 миллионов евро.
«В фармацевтическом бизнесе нужно работать так, чтобы планы и идеи были известны не только на этот год, но и на многие годы вперед», — поделился опытом Липман. Кажется, что руководству «Grindeks» цели ясны.
«Лидер фармацевтики», интервью с председателем правления АО «Grindeks» Кировым Липманом журналу Forbes (февраль 2014 года, перевод с латышского языка).