Фармрынок России сохраняет потенциал
Какие задачи стоят перед вами как перед вновь избранным руководителем Совета директоров ассоциации?
Наира Адамян: Перед тем как стать председателем, я была членом Совета директоров AIPM c 2011 года и вместе с коллегами мы определили ключевые приоритеты здравоохранения, а также цели и задачи, которые стоят перед ассоциацией на ближайшие пять лет. В результате было выделено 4 стратегических направления: обеспечение и увеличение доступности современных эффективных лекарственных средств; высокое качество лекарств на всех этапах обращения; повышение профессионального уровня специалистов здравоохранения; поддержка инновационной деятельности. Наши идеи очень тесно коррелируют с основополагающими стратегическими документами государства, которые направлены на развитие здравоохранения и фармацевтики. Нам ясны цели и задачи, и в 2014 году мы сфокусируемся на реализации запланированных мер, призванных способствовать развитию системы здравоохранения и лекарственного обеспечения в России. В качестве председателя Совета директоров свою задачу я вижу именно в этом.
Какие итоги можно подвести в год 20-летия AIPM? Каких целей ассоциация смогла достичь, а какие, на ваш взгляд, пока еще не достигнуты?
Наира Адамян: Цели и задачи, которые AIPM всегда ставит перед собой, неразрывно связаны с ее миссией: работать на благо здоровья российских пациентов и улучшать систему здравоохранения. За двадцать лет своего существования организация эволюционировала и прошла определенные этапы в своем развитии. И если в первые годы это была лишь платформа для обмена взглядами компаний-членов и формирования статистической информации о российском рынке, то сейчас перед ассоциацией стоят комплексные и очень важные задачи. Сегодня AIPM — признанный лидер отрасли и один из ведущих игроков в сфере здравоохранения, с мнением которого считаются при формировании тех или иных регуляторных правил. При этом AIPM — мощный двигатель инвестиций международных фармацевтических компаний в Россию, участвующий в формировании позитивного инвестиционного климата в стране.
Мы, конечно же, смотрим на наш двадцатилетний опыт с позитивом и гордостью, но в то же время понимаем, что многое еще предстоит сделать. Так, ни для кого не секрет, что инвестиции в здравоохранение в России низки и составляют лишь 3,6% ВВП, а льготным лекарственным обеспечением покрыта небольшая толика пациентов. Решение задач обеспечения и увеличения доступности современных эффективных лекарств широкому кругу пациентов — это та область, где нам еще предстоит пройти большой путь. Здесь отдельного внимания заслуживает тема формирования и внедрения системы лекарственного страхования для всех граждан.
Безусловно, есть и другие нерешенные вопросы российского фармрынка и их достаточно много. Среди наиболее актуальных: качество лекарственных средств на российском фармрынке в самой широкой его трактовке и фармаконадзор, соблюдение прав интеллектуальной собственности, регулирование биотерапевтических и биоподобных препаратов, совершенствование системы государственных закупок и технологии ценообразования на лекарственные препараты, статус локального производителя и др.
Чем ассоциация может помочь в деле развития российского фармрынка и модернизации здравоохранения?
Наира Адамян: Думаю, АIPM может не просто помочь, но выступать своего рода ядром для развития как инновационного, так и дженерического фармацевтического производства в России и мостом для трансфера современных техник и технологий в сфере здравоохранения. За последние несколько лет компании-члены AIPM уже инвестировали в различные формы локализации в России более 1,6 млрд долл. Ассоциация объединяет шесть десятков производителей и является очень хорошей площадкой для обсуждения и передачи в штаб-квартиры информации о том, насколько привлекателен российский рынок по сравнению с другими развивающимися рынками. Его характерной особенностью является наличие хорошего научного потенциала, что облегчает перенос R&D технологий и помогает развитию фундаментальной науки в прикладную медицину. Другим ярким преимуществом российского рынка является соблюдение прав интеллектуальной собственности. В последнее время происходят разные дискуссии по этому вопросу, но мы полагаем, что защита интеллектуальной собственности останется незыблемым преимуществом России.
Сотрудничает ли AIPM с другими профессиональными объединениями?
Наира Адамян: Наша задача заключается в построении широкой индустриальной платформы для обмена различными идеями. С этой целью AIPM партнерствует с самым широким кругом ассоциаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, Американская торговая палата, Ассоциация Европейского бизнеса и многие другие) и занимает ведущую роль в консолидации позиций в области здравоохранения.
Как складываются контакты ассоциации с регулирующими органами?
Наира Адамян: В последние годы международной фармацевтической индустрии в лице AIPM удалось установить и успешно развивать открытый диалог с ключевыми органами исполнительной и законодательной власти разных уровней. Ассоциация является одним из ведущих экспертов и приглашается за тот рабочий стол, где обсуждается значительное число регуляторных инициатив и ведется диалог на тему будущего фармацевтического рынка и системы здравоохранения России.
Ассоциация проводит исследовательские и аналитические работы по наиболее актуальным вопросам современного здравоохранения, обобщает ведущие мировые практики регулирования обращения лекарственных средств. Так, при активном участии индустрии были подготовлены правила надлежащего производства и контроля качества лекарственных средств (GMP), выпущен сборник действующих в Европейском союзе регуляторных документов, регламентирующих требования к производству биологических и биоподобных лекарственных средств, выработаны концептуальные подходы к совершенствованию обеспечения граждан РФ необходимыми лекарствами при амбулаторном лечении до 2020 года и многие другие документы.
Мы намерены и далее укреплять диалог с регулирующими органами, что возможно лишь на основе взаимного доверия. Со своей стороны, мы выстраиваем абсолютную прозрачность и следим за этическим поведением компаний-членов, которые взяли на себя обязательства придерживаться стандартов в продвижении продукции в соответствии с Кодексом надлежащей практики AIPM. Его требования зачастую строже действующего законодательства и постоянно совершенствуются. Так, например, в декабре 2013 года в Кодекс были приняты поправки, предусматривающие новые требования по раскрытию информации о взаимодействии компаний-членов ассоциации со специалистами и организациями здравоохранения. Этот важный и крайне ответственный шаг свидетельствует о готовности международной фарминдустрии демонстрировать в своей работе максимальную прозрачность и открытость для регулирующих органов, пациентов и общества в целом.
Какие требования предъявляются к членам ассоциации? Предполагается ли ее дальнейшее расширение?
Наира Адамян: AIPM является открытой организацией и приветствует вступление новых членов. Обязательным для всех компаний является следование фундаментальным принципам ассоциации: соблюдение высоких этических стандартов, предусмотренных Кодексом надлежащей практики, и поддержка инновационной деятельности путем содействия эффективному и прозрачному законодательству в области защиты прав интеллектуальной собственности. Причем в AIPM могут входить и российские компании, имеющие международную компоненту в своей деятельности, и такие примеры уже есть. Практически на каждом общем собрании в состав ассоциации принимаются новые члены. При этом на моей памяти ни одна компания не выходила из AIPM, что само по себе говорит о многом.
Федор Андреев
rg