Рецепт для инновационной экономики

Парламентская газета, 22.05.2008.

Фармацевтическая отрасль является одной из наиболее инновационно ориентированных отраслей экономики, выпускающей необходимый, востребованный рынком продукт. По объёму требующихся для её развития инноваций она значительно превосходит такую важную отрасль, как машиностроение.

Определяя место фармотрасли в Стратегии развития России до 2020 года, исключительно важно определить цели и приоритеты развития отрасли.

Анализ современного состояния фармацевтики заставляет признать наше значительное отставание от мировых лидеров. Причем это отставание связано не только с кризисом экономики в 1990-х годах. Оно было заложено еще в советский период и определялось международным разделением труда в рамках СЭВ.

Емкость российского рынка лекарств в 2007 году составила 13 млрд долларов. При этом стоимость разработки одной молекулы нового активного вещества колеблется от 1 до 2 млрд долларов. А клинические испытания длятся 10—15 лет. При таких условиях трудно ожидать, что российский бизнес возьмет на себя такие долгосрочные риски и заполнит отечественный рынок собственной продукцией. Хотя, стоит признать, у нас есть определенный задел. По данным РАМН, со временем наши разработчики смогут предложить до 10 видов новых препаратов.

Тем не менее основу российского фармацевтического бизнеса составляет импорт. И вероятно, государству целесообразно предпринять ряд мер по трансформации импорта в, так сказать, «отверточную сборку» на российской территории. Нужны меры государственного регулирования, снижающие норму прибыли от импорта. Одновременно необходимо предоставлять преференции для создания в России предприятий по изготовлению дженериков — препаратов, на которые закончился срок патентной защиты. Строительство одного завода обходится порядка 1 миллиона долларов — то есть в тысячу раз дешевле, чем разработка нового препарата. И государство может задать эффективные стимулы для перетекания фармбизнеса из импортных операций в сферу производства на основе заимствованных иностранных технологий.

Во-первых, реально повлиять на этот процесс могут различные бюджетные закупки, включая ДЛО. На сегодня соотношение бюджетных и коммерческих закупок на российском рынке лекарств составляет 30 к 70. В то время как в Европе доля бюджетных закупок выше. Не только объемы, но строго фиксированные цены госзакупок окажут влияние на ценообразование в коммерческом секторе.

Во-вторых, более жесткие государственные меры по регулированию ценообразования и контрактации могут существенно снизить доходность импортирующих предприятий и повысить их мотивацию к созданию производства на территории России.

Правда, реализация этих мер может быть затруднена, поскольку в системе исполнительной власти нет единого органа, определяющего политику в фармотрасли.

Следует обратить внимание на еще одну острую проблему — дефицит квалифицированных кадров с базовым инженерным, химико-фармацевтическим и химико-технологическим образованием. Сейчас российской фарминдустрии не хватает примерно 12—15 тысяч этих специалистов.

Необходимо также признать недостаточность законодательного обеспечения. До сих пор не внесены коррективы в закон о лекарственных средствах в части регистрации субстанций. По мнению отечественных фармпроизводителей, это ставит их в неравные условия с теми, кто производит продукцию за рубежом. Дело в том, что регистрация субстанций тормозит производство современных лекарственных средств в тех случаях, когда производитель субстанций не хочет самостоятельно регистрировать продукт и не дает доверенность на регистрацию субстанций компании производителю. Законодательно также не решен вопрос по поводу контрактного производства. Принятый в 2002 году Закон «О техническом регулировании» не действует в фармацевтической отрасли, поскольку не приняты технические регламенты и национальные стандарты. Крайне незначительное число предприятий отрасли соответствует международным стандартам GMP.

Фармацевтическая отрасль является как бы «зеркалом» проблем, отраслью-индикатором. По состоянию дел в этой отрасли можно будет судить и об успехах в построении инновационной экономики.

Валерий ГОРЕГЛЯД, аудитор Счётной палаты РФ, доктор экономических наук