Административная хирургия

Российская газета (Москва), N120, 5.6.2008.

За некачественные медицинские услуги врачей будут увольнять.

За два последних года финансирование региональной медицины было увеличено почти в два раза. Однако жители области не видят улучшения качества работы лечебных учреждений. По результатам социологического опроса, проведенного по заказу областных властей, половина респондентов оценили здравоохранение на «тройку», треть опрошенных и вовсе поставили «неуд».

На недавнем совещании в областной администрации с руководителями медицинских учреждений констатировали, что усилия властей навести там порядок не принесли успеха из-за нередких случаев грубого обращения медперсонала с больными, поборов и вымогательств. Даже значительное увеличение заработной платы не искоренило у медиков любовь к «благодарностям», к которым их на свою беду приучили сами же пациенты. Как чиновники намереваются в дальнейшем решать проблему медицинского обслуживания, корреспондент «РГ» выясняла в беседе с директором департамента здравоохранения Брянской области Владимиром Дорощенко. Вот что он сказал: — Проблемы, о которых говорилось на совещании, действительно актуальны. Накануне на коллегии департамента здравоохранения я высказывался в еще более жестких тонах. Нужно срочно наводить порядок и в отношении хамского поведения персонала, и в вопросах взяточничества.

Российская газета Подобные разговоры ведутся из года в год, но жалоб жителей области на работу врачей становится все больше. Получается, принимаемые меры неэффективны? Владимир Дорощенко Все наладится, когда появится качественная юридическая защита медработников и страхование их деятельности, как в других странах. Система страхования предусматривает определенный порядок и технологию лечения. Каждый врач и медработник застрахован, а пациент имеет право пожаловаться на некачественно оказанную, по его мнению, услугу. Кто прав, кто виноват — решается уже в судебном порядке. Если врачебная ошибка доказана, то страховая компания выплачивает компенсацию за неудовлетворительное лечение. У нас подобной практики пока нет. РГ Каким образом сейчас рассматриваются жалобы от населения? Дорощенко Создается комиссия, которая выезжает в медучреждение и проверяет на месте, было ли допущено врачами профессиональное нарушение. Если было, то выносится дисциплинарное взыскание. А то и в прокуратуру или суд могут направить документы. С 1 января этого года функции контроля качества медицинских услуг переданы недавно открывшемуся отделу лицензирования. Специалисты отдела в случае повторения жалоб или некачественного оказания медицинских услуг могут приостанавливать лицензионную деятельности. Пока таких фактов не было. А вот предписания вносили: первой городской больнице, четвертой поликлинике сейчас готовятся документы еще по нескольким муниципальным учреждениям. Если поступают жалобы от пациентов, меры будут приниматься самые жесткие, вплоть до увольнения врачей. В течение года мы уже заменили ряд руководителей лечебных учреждений. Например, главврача сельцовской поликлиники, где постоянно были нарекания со стороны пациентов. РГ Дают ли медикам понять, что за их работой бдительно следят? Дорощенко Они знают, что их работа контролируется. Но недовольство качеством лечения будет существовать всегда. По мониторингу Министерства здравоохранения, в среднем по стране поступает 10 жалоб на 10 тысяч населения. Больше всего нареканий в крупных городах, где более просвещенное население требует к себе и более пристального внимания. Мы по этому показателю в золотой середине — 10,7. Жалоб меньше не станет, пока люди теряют здоровье. Но нам эти нарекания нужно минимизировать и работать в соответствии со стандартами. РГ Пациенты судят о качестве медобслуживания чаще всего именно по человеческому отношению к ним со стороны медработников. Дорощенко У нас в здравоохранении 35 тысяч сотрудников, из них 4 тысячи — врачи. Есть вежливые грамотные специалисты, есть и грубые, с вредными привычками. В 2007 году у нас зарегистрировано около 11 миллионов посещений пациентов лечебных учреждений. Получается, в среднем каждый житель области около 10 раз приходил к медицинскому специалисту. Сделано более 25 тысяч операций. Неужели во всех этих случаях плохо оказывали медицинскую помощь? И нам хотелось бы видеть врачей всегда идеальными. Позитивного в работе медиков много, но если выносить сплошной негатив, пациенты начнут бояться врачей. А вот искоренять грубость и наглость надо, и мы будем это делать. Наталья Тищенко Брянск Центральная Россия