Вашей системе госзакупок не хватает информационной прозрачности

«id=«BLOGGER_PHOTO_ID_5215547513891166866»Газета (Москва), 24.06.2008.

Интервью представителя британского Национального института здоровья Калипсо Чалкиду

Президиум формулярного комитета РАМН подписал в конце прошлой недели меморандум о сотрудничестве с Национальным институтом здоровья и клинического совершенства Великобритании (National Institute for Health and Clinical Excellence, NICE).

На совместном заседании обсуждались проблемы оценки медицинских технологий, рационального использования лекарств, вопросы внедрения формулярной системы в практическое здравоохранение. После его окончания руководитель департамента исследований NICE Калипсо Чалкиду рассказала в интервью обозревателю «Газеты» Ирине Власовой о функциях NICE и принципах его деятельности.

Зачем в 1999 году создавался NICE, каковы его основные функции, кадровые и финансовые возможности?

Институт NICE был создан, когда лейбористы пришли к власти и существенно увеличили выделение ресурсов на здравоохранение. Естественно, они хотели убедиться в эффективности использования этих денег в клинической практике. В тот момент в Великобритании еще не было создано единых стандартов медицинской помощи и здравоохранение было недоступно многим гражданам из разных слоев населения. Здравоохранение Великобритании финансируется из госбюджета, и институт, который был создан, тоже финансируется из госбюджета, но он независим от правительства. Задача была в том, чтобы сделать здравоохранение доступным всем гражданам независимо от их доходов.

Институт много работает с профессиональными ассоциациями медиков, производителей лекарств, пациентов, он выдает рекомендации комитетам по медстрахованию, которые закупают медуслуги для населения. Плюс системы мы видим в том, что отбор медуслуг, в том числе и закупку лекарственных средств, делают комитеты после одобрения и экспертизы медиков экспертов, сотрудников NICE, а не бюрократов из правительства. В институте 260 штатных сотрудников и 2 тысячи внештатных экспертов, годовой бюджет — $70 млн, офисы — в Лондоне и Манчестере.

Если в рекомендациях институт отказывает препаратам тех или иных компаний-производителей, выводит из списков медикаментов, рекомендованных к закупкам какие-то позиции, то как это воспринимается производителями? Обязательны ли ваши рекомендации к исполнению?

Институт готовит списки медтехнологий, списки препаратов по заболеваниям, списки медтехнологий по профилактике болезней. Все обсуждения ведутся открыто, все решения вывешиваются онлайн.

Очень часто кто-то бывает недоволен, несмотря на широкое обсуждение. Но плюсы в том, что всегда мы можем продемонстрировать результаты научных исследований, на основании которых были сделаны рекомендации. Мы на цифрах можем показать уменьшение заболеваемости или смертности после использования той или иной технологии. И, конечно же, решение института можно оспорить в комиссии по апелляциям, затем передать в совет директоров NICE на повторное рассмотрение, а затем в суд. Пока был только один прецедент судебного разбирательства по несогласию с рекомендациями института из 150 принятых рекомендаций. Но 40% наших рекомендаций попадают на апелляцию. Такую апелляцию могут подать и ассоциации пациентов, и страховая компания.

Сейчас, к примеру, главный спор идет вокруг вопроса, какое количество медуслуг положено каждому жителю Великобритании. Институт считает, что дело не в том, чтобы все получили поровну, а в том, чтобы каждый мог получить оптимальную помощь по его заболеванию.

Мы очень плотно работаем с фармпроизводителями: они комментируют проекты клинических руководств, присутствуют на заседаниях, их мнения учитываются и при обновлении клинических руководств и перечней лекарств, которые происходят каждые два-три года.

Обязано ли государство выполнять рекомендации NICE? Влияют ли ваши решения на госзакупки препаратов?

Когда клинические руководства и стандарты готовятся, они широко обсуждаются, люди с ними знакомятся. Результаты исследований выставляются в интернете, и пациенты и врачи общаются с нами. В Великобритании есть набор ключевых медицинских стандартов. Руководства по применению лекарств и по хирургии относятся к ключевым, и мы ожидаем, что они будут приняты всеми больницами, срок дается три месяца. А по остальным стандартам тоже составляется план по внедрению рекомендаций NICE.

Наши руководства не подменяют те, которые есть между пациентом и врачом, это направление, по которому идет лечение.

Иногда институт принимает решение ограничить применение лекарства у каких-то групп больных или при определенном диагнозе, тогда закупочные комитеты принимают это к сведению. Конечно, есть свобода для пациента. Если кто-то уверен, что ему нужен конкретный препарат, он сам может его купить. Кроме того, цены мы не устанавливаем.

Если мы говорим «нет» по использованию какой-то технологии или лекарства, государство его не закупает и не оплачивает, но бывают иногда исключения.

Обычный разброс цен на лекарства, которые мы рекомендуем, — $40—60. Все, что выше, вряд ли будет принято к оплате, но есть другие факторы: к примеру, если речь идет о «сиротских» лекарствах, то мы говорим «да» для применения и более дорогих препаратов. Официально верхнего предела по оплате в таком случае нет.

Как вы контролируете внедрение рекомендаций NICE?

У нас нет таких полномочий, мы только помогаем их внедрению, выпускаем методические рекомендации для пациентов, чтобы они были в курсе рекомендаций института, чтобы знали, что им положено по

медицинскому стандарту и в каком объеме они могут требовать медпомощь при каждом заболевании, какие вопросы они могут задать врачу. А для контроля есть специальные органы здравоохранения.

Иногда мы говорим «нет» использованию какого-то лекарства или технологии, когда это связано с ограничением ресурсов. Бывает ситуация, когда после этого производитель снижает цену или берет часть рисков на себя, тогда мы можем пересмотреть решение. Например, если после части курса лечения у пациентов нет эффекта от лечения данным препаратом, то фирма возмещает расходы лечебно-профилактического учреждения.

Как отслеживается конфликт интересов у эксперта, есть ли для него ограничения? Как исключается лоббирование индустрией вопросов использования и закупки медикаментов в той части, которая оплачивается государством?

Все эксперты должны на каждом заседании заявить о своих интересах и связях с компаниями. Те эксперты, которые входят в состав комитета, перед заседанием должны заявить о своей полной незаинтересованности в производстве того или иного лекарства. Если есть заинтересованность, они покидают заседание.

В практике работы мы часто работаем совместно с производителями, много с ними общаемся, но в рамках принятых правил.

Выявлялись ли за 10 лет прецеденты коррупционных связей экспертов с производителями?

Нет.

Считаете ли вы схему работы NICE с правительством оптимальной? К примеру, лекарственные перечни российского Министерства здравоохранения, по которым производятся закупки, критикуются формулярным комитетом РАМН.

Ряд позиций эксперты считают устаревшими и бездоказательными.

У NICE очень хорошие отношения с правительством Великобритании, и оно уважает наши решения, ведь это изолирует его от процесса лоббирования с производителями. В России у формулярного комитета РАМН хорошая работа, по сути схожая с нашей. Есть научная экспертиза, доступ к доказательной медицине, хорошие методологи и врачи. Конечно, самое трудное — это внедрение результатов, но так происходит везде. Для улучшения этой работы нужно, чтобы формулярный комитет был официальной структурой, экспертным институтом с законодательным правом принятия решений и рекомендаций. И чтобы принятие решений по составлению списков и рекомендаций в первую очередь того, что касается оплаты за счет госбюджета, происходило абсолютно открыто. В вашей стране системе государственных закупок не хватает информационной прозрачности, в Великобритании такое невозможно. ——————————————————————————— НУЖНО, ЧТОБЫ ФОРМУЛЯРНЫЙ КОМИТЕТ БЫЛ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ, ЭКСПЕРТНЫМ ИНСТИТУТОМ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ——————————————————————————— ——————————————————————————— *** ——————————————————————————— ——————————————————————————— НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ——————————————————————————— ——————————————————————————— NICE — уникальная в мировой практике организация здравоохранения, создана правительствами Уэльса и Англии для выработки решений в области общественного здоровья. Институт проводит исследования лекарств, медицинского оборудования, определяет приоритеты финансирования, выдает рекомендации, какие медицинские технологии и медикаменты должны использоваться в системе здравоохранения, а какие нет. NICE — независимая организация, ответственная за обеспечение национальными руководствами по профилактике и лечению болезней. ——————————————————————————— ——————————————————————————— NICE выдает руководства по использованию существующих препаратов, методов лечения и процедур в рамках государственного здравоохранения. ——————————————————————————— ——————————————————————————— Главный критерий оценки — выгода для здоровья, стоимость услуг учитывается только для специального сектора здравоохранения (для «сиротских» болезней). Решения NICE сильно влияют на систему здравоохранения Великобритании. ———————————————————————————