Рейтинг известной международной аналитической и консалтинговой компании Bisuness Monitor International (BMI) в III квартале 2010 г. определил фармацевтический рынок Польши как 2-й по привлекательности в развивающейся Европе и поставил его на 20-е место в мире. Несмотря на существующие регуляторные проблемы в стране и относительно слабый демографический фактор, динамика фармрынка и хороший результат оценки рисков Польши вызывают у аналитиков стойкий оптимизм для данного сегмента.
Пройдя через «гибкую позицию» в 2009 г., падение фармацевтических продаж в начале 2010 г., фармрынок Польши начинает стабилизироваться и демонстрировать устойчивые тенденции к росту. По прогнозу BMI продажи в 2010 г. вырастут на 6.4% — до 32.2 млрд. польских злотых (11.6 млрд. долларов). В абсолютных величин это приравнивается к увеличению в 1.3 млрд. долларов, что переводит Польшу на 10-е место среди быстроразвивающихся рынков и 2-е (после России) в развивающейся Европе. BMI предполагает, что в течение пятилетнего периода прогноза фармацевтические продажи в Польше вырастут в среднегодовом темпе роста (в сложных процентах) на 6.7% — в злотых и на 9.2% — в долларах. В абсолютных значениях рынок вырастет на 5.7 млрд. долларов к 2014 г. и достигнет отметки в 16.0 млрд. долларов. Свобода цен и рыночный доступ являются ключевыми пунктами разногласий в Польше. Режимы интеллектуальной собственности (IP) и рыночного доступа в Польше остаются «нестандартными». Они особо выделены в приоритетном списке наблюдения 2010 г., составленным американской Ассоциацией производителей фармацевтической продукции (PhRMA), которая указала на много причин для недовольства. В частности: проблема нелегальных «теневых» лекарств; отказ соблюдать сроки защиты данных по схеме «8+2+1», как это принято в ЕС; долги по компенсации за инновационные лекарства; роль Агентства по оценке технологий в здравоохранении (Health Technology Assessment Agency, AOTM); недостаточное внимание к профессионалам здравоохранения и их торговым предложениям; слабое взаимодействие с Министерством здравоохранения.
Краткосрочный обзор по улучшениям оказался «унылым». В 2009 г. Министерство здравоохранения сообщило, что рассматривает введение 3%-го налога на сумму компенсации по лекарствам. Сбор осуществлялся бы с фармкомпаний и министерство ожидало получить 180 млн. злотых (63 млн. долларов) в год. Выручка от налога в 3% пошла бы AOTM, органу с властью одобрять или отклонять компенсацию на лекарство — что основано на множестве факторов, включая экономическую эффективность. Процесс приватизации государственных фармпроизводителей, проводящийся Польским фармацевтическим холдингом (PHF) продолжается, но только один из трех фармпроизводителей — Polfa Pabianice, уже приобретен.
Источник: http://www.reportlinker.com