Новый законопроект об охране здоровья, написанный в Минздравсоцразвития, жестко критикуется. «Итоги» собрали самые острые вопросы оппонентов и задали их чиновникам
На прошлой неделе Госдума начала рассматривать проект нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», разработанный Минздравсоцразвития. Вокруг закона уже разгораются страсти. Коммунисты предрекают скорый конец бесплатной медицине. Представители Национальной медицинской палаты и Лиги защитников пациентов уверяют, что законопроект нужно переписать от начала до конца. «Итоги» предложили заместителю министра здравоохранения и социального развития Веронике Скворцовой ответить на самые острые вопросы, сформулированные принципиальными оппонентами законопроекта.
— Вероника Игоревна, ключевой тезис ваших оппонентов таков: необходим ли вообще новый закон об охране здоровья? Многие страны, мол, десятки и сотни лет пользуются старым законодательством, модернизируя его время от времени. И ничего, живут…
— Не все страны в короткие сроки подвергались таким изменениям, как наша. Старый закон РФ, регулирующий сферу здравоохранения, был принят в 1993 году. С тех пор прошла целая эпоха. Изменились экономический строй, сама структура общества. В старый закон внесено огромное количество поправок — в результате он утратил системную целостность. И весь, как лоскутное одеяло, состоит из перелатанных блоков. В то же время сфера здравоохранения становится в обществе все более приоритетной. В этой ситуации нужен новый закон, закладывающий единый системный подход.
— Оппоненты из Лиги защитников пациентов спрашивают: следует ли это понимать так, что раньше наше здравоохранение существовало вне системы?
— Мы сталкивались с разобщенностью муниципальных структур здравоохранения даже в рамках одного субъекта. Организация медицинской помощи осуществлялась по принципу подведомственности, а не территориальной близости к человеку. Соседние учреждения могли использовать разные стандарты лечения при одном и том же заболевании. Абсолютный дисбаланс отмечался в размещении медицинских организаций — скажем, они избыточно концентрировались в одном месте и отсутствовали в других. Получалось так, что в учреждения первичной медико-санитарной помощи попадали пациенты, требующие экстренной специализированной помощи. В итоге они не получали адекватного лечения, и показатели летальности при острой сосудистой патологии (острый инфаркт миокарда, инсульт) в неподготовленных стационарах достигали 80—90 процентов. При этом выжившие оставались тяжелыми инвалидами. Если бы они сразу попадали в специализированные учреждения, результаты лечения были бы иными. Создание межмуниципальных сосудистых центров позволило снизить летальность до 10—20 процентов и увеличить количество вернувшихся к полноценной жизни людей.
— Один из главных вопросов, который интересует представителей Национальной медицинской палаты: а способен ли что-то изменить новый закон?
— Принципиально. Государство закрепляет за собой полномочия по установлению единых для всей страны порядков оказания медицинской помощи при заболеваниях разного профиля, разной «остроты» и сложности. По сути, вводятся требования к размещению медучреждений разного уровня, к организации маршрутов больных в зависимости от времени «терапевтического окна» при том или ином заболевании, к этапам лечения. Устанавливаются критерии необходимой компетенции и квалификации медработников. Для каждого подразделения, включенного в порядок, прописываются стандарты оснащения и штатные расписания, составленные на основе пересмотренных временных норм на осмотр одного пациента, в зависимости от медицинского профиля, амбулаторных или стационарных условий.
Кроме того, внедряются единые для страны стандарты медицинской помощи при разных заболеваниях, которые включают все необходимые и наиболее значимые элементы — методы диагностики, лечебные услуги, лекарственные препараты, медицинские изделия. Таким образом, стандарты не обезличивают больного и не делают медицинскую помощь менее индивидуализированной, а позволяют выбрать для каждого то, что ему нужно. При этом они задают планку качества, ниже которой запрещено опускаться. Кроме того, стандарты позволяют просчитать среднюю стоимость лечения одного случая каждого заболевания. Именно совокупная стоимость стандартов, просчитанная на основе статистики, и определяет бюджет программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. А каждый стандарт, по сути, является «чеком» государства на оплату. Теперь мы будем четко знать, сколько и каких лечебных учреждений нужно в городе, районе, чем их необходимо обеспечить. Более того, на основе этих документов будут разработаны критерии аккредитации (допуска) медработников к конкретным видам деятельности.
Внедрение информатизации дополнит всю эту структуру, соединив звенья системы здравоохранения. Информатизация позволит внедрить телемедицину с предоставлением возможности консультировать любого больного в лечебном учреждении более высокого уровня. У нас будут единые электронные медицинские библиотеки и справочные базы.
Законопроект впервые четко определяет источники финансирования программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Впервые ограничивается применение платных услуг. Прописывается, что они не могут оказываться взамен или в рамках программы. Определяется, какие виды помощи никогда не подлежат оплате за счет средств граждан. Чрезвычайно важно, что в бесплатном оказании помощи населению смогут принимать участие любые — не только государственные, но и частные медицинские организации при условии, что они имеют лицензию на соответствующую деятельность и аккредитованных сотрудников.
— Ваши оппоненты предсказывают, что на всю эту модель не хватит денег: дефицит составит как минимум 20—25 процентов.
— Расчет, сделанный в 2010 году на основе разработанных стандартов, позволил четко обосновать необходимость повышения финансирования здравоохранения — дополнительного выделения 230 миллиардов рублей в год. На это будут идти 2 процента социальных страховых взносов, которые сегодня платят работодатели за своих сотрудников. Однако пока система здравоохранения не готова принять и эффективно реализовать эти деньги. Существуют большие различия в развитости здравоохранения между регионами, необходимо принятие организационных мер по созданию трехуровневой медицинской инфраструктуры, а также обновление и переоснащение медучреждений. Потребуется переходный период, в течение которого должны быть реализованы региональные программы модернизации здравоохранения, что позволит к 2013 году всем регионам создать условия для работы в единой системе. На программы модернизации за два года будут направлены беспрецедентные деньги — 460 миллиардов рублей. Предполагаем, что тех денег, которые мы собираемся влить в здравоохранение в ближайшие годы, хватит на то, чтобы в целом насытить систему финансами.
— Представители регионов жалуются: в разработке стандартов они не принимали участия, а ответственность за их исполнение возложат именно на субъекты Федерации…
— Медицинское экспертное сообщество, готовившее порядки и стандарты, включало главных специалистов по всем основным медицинским профилям изо всех регионов страны. Это коллективный труд и общее достояние. Что же касается ответственности перед гражданами, то ее несут и федеральные, и региональные органы государственной власти, как и руководители медицинских организаций. Основной объем полномочий должен быть возложен на субъекты. Ведь любая больница или поликлиника находится на конкретной территории. Конечно, регионы очень разные — именно потому мы и не хотим, чтобы они переходили к реализации единых стандартов сразу. Например, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан готовы к внедрению всего перечня стандартов. Но есть территории, где нужно начинать с внедрения стандартов всего по нескольким заболеваниям — наиболее значимым, определяющим смертность и заболеваемость населения. В целом я бы не сказала, что регионы недовольны переменами. Наоборот, они многого ждут от реформы. Кроме того, никто не оставит их без помощи — финансовые механизмы, выравнивающие ситуацию, уже прописаны в принятом законе об ОМС.
— Законопроект возлагает на регионы обязанность финансировать лечение орфанных заболеваний — редко встречающихся и очень дорогостоящих в лечении. Один губернатор признался как-то, что ему легче купить больному квартиру в Москве, чем оплачивать лекарства…
— Это не совсем так. В настоящее время из федерального бюджета финансируется лечение семи высокозатратных редких заболеваний — это 47,9 миллиарда рублей на 2011 год. Новый законопроект позволит правительству расширять этот перечень. Впервые определение орфанных заболеваний закреплено в законопроекте. Согласно ему, в России зарегистрировано 86 таких болезней, но только 27 из них имеют доказательное эффективное лечение. Сейчас мы прорабатываем вопрос о стоимости лечения этих заболеваний и возможностях финансирования, в том числе из федерального бюджета.
— Вопрос, который больше всего волнует тех, кто пользуется услугами частной медицины: какова ее судьба? Закон об ОМС устанавливает равное право ее учреждений участвовать в программе госгарантий наряду с государственными. В то же время нынешний законопроект посвящен в основном регулированию госсектора. Не получится ли, что стандарты писаны не для частников и они будут делать что хотят?
— Вовсе нет. В понятийном аппарате закона прописано, что под медицинскими организациями понимаются не только организации любой формы собственности, но также и индивидуальные предприниматели. Все нормы закона распространяются не только на государственную, но и на частную медицину. Точно так же, как государственные больницы, они обязаны выполнять порядки оказания медицинской помощи, а если они участвуют в реализации программы госгарантий, то и стандарты. Единые требования выдвигаются к врачам и медсестрам. Нас упрекали в том, что мы якобы запрещаем в этом законопроекте работу частной «Скорой помощи», потому что она должна быть бесплатной. Хочу разъяснить: «Скорая помощь» может быть любой формы собственности, в том числе и частной. Но за оказание скорой помощи деньги не могут взиматься с пациента. Она оказывается бесплатно.
— Врачи «Скорой помощи» жалуются, что с ними не посоветовались. Это при том, что на Западе профессиональным ассоциациям специалистов принадлежит решающее слово…
— Согласна, западная медицина держится на врачебных корпорациях. В новом законе также особая роль принадлежит профессиональным общественным объединениям. Они могут выполнять функции по защите прав граждан, медицинских и фармацевтических работников, выработке этических норм и рассмотрению вопросов об их нарушении, развитию медицинской и фармацевтической практики, содействию научным исследованиям. После введения аккредитации медицинских работников самостоятельность профессиональных сообществ может повыситься.
— Дожить бы до всех этих изменений…
— Мы работаем для этого. Безверие в нашу медицину, сформировавшееся в последние годы, основано на том, что здравоохранение было хронически недофинансировано. Люди устали от этого. Сложилось впечатление, что это не временный показатель, а пожизненный ярлык. Но наступило время, когда охрана здоровья граждан вновь стала абсолютным приоритетом для государства. Выделяются непривычно большие ресурсы на здравоохранение. Наша задача — использовать их эффективно.