Наверное таким образом можно охарактеризовать каждый квартал 2011 года для фармацевтического рынка Беларуси.
Впечатляющий прирост рынка в начале сменился устойчивым минусом по итогам года. Экономический кризис, который начала набирать обороты с середины марта, в полной мере оказал свое негативное влияние и на фармацевтический рынок (хотя негативные явления начали проявляться несколько позже, чем в других отраслях народного хозяйства).
За 12 месяцев 2011 года объем фармацевтического рынка Беларуси составил 650,4 млн. долл. США (в оптовых ценах), что на 3,84% меньше, чем в 2010 году. В натуральном выражении также зафиксировано снижение объема рынка, правда всего 0,21% (до 379,13 млн. уп.).
Тройка лидеров по итогам 2011 года состоит из отечественных производителей — РУП «Белмедпрепараты», РУП «Борисовский завод медицинских препаратов», СП ООО «Фармлэнд». В ТОП-10 входит еще одно быстрорастущее белорусское фармпроизводство —СООО «Лекфарм». Суммарно отечественные предприятия, входящие в ТОП-10, по итогам года заняли 16,36% фармрынка в денежном выражении, что ниже прошлогоднего результата — 17,68%.
СООО «Лекфарм» продемонстрировал впечатляющий прирост для кризисного года — более 37%, объем продаж которого вырос до 17,4 млн. долл. США. В аутсайдерах оказалось РУП «Белмедпрепараты», продажи которого снизились на 22,75% до 33 млн. долл. США, что впрочем не помешало оставаться лидером.
Из иностранных компаний в «плюсе» по итогам 2011 года остались «Гедеон Рихтер»,«Новартис» и «Байер Хэлскэр».
В 2011 году доля продаж иностранными компаниями в денежном выражении по сравнению с 2010 годом практически не изменилась 76,46%, отечественные производители, соответственно заняли 23,52%.
В натуральном выражении белорусские компании занимают большую долю рынка — 58,75% (в
2010 году — 58,37%).
Среднее потребление лекарственных препаратов одним жителем страны в 2011 году составило около 68,8 долл. США ( в 2010 году — 71,35 долл.).
Сокращение финансирования бюджетом госпитальных учреждений вызвало значительное сокращение продаж в госпитальном секторе на 31,73% до 120,06 млн. долл. США. Розничный сегмент все же показал рост продаж в размере 5,96% и составил 530,3 млн. долл. США.
В итоге доля розничных (аптечных) продаж составила 81,54%, увеличившись за год с 74%
Препаратом №1 на белорусском рынке по итогам 2011 года с рыночной долей 0,96% является препарат компании «Никомед: в составе Такеда» — «Актовегин».
«Актовегин» продемонстрировал рост продаж 14%, что является очень хорошим показателем.
Прирост продаж компании «Nycomed: a Takeda Company» составил -2,31% в денежном выражении и 9,93% в натуральном. По итогам 2011 года компания занимает 6 позицию с рыночной долей 3,51% (против 3,46% год назад)