Риск — благородное дело

Слева - один из директоров «Фламены» Владимир Горлов, в центре - ведущий специалист инженерной группы Андрей Смиричевский, справа - микробиолог Алексей Григорьев.

— К 2005 году мы с друзьями перепробовали в бизнесе практически все: торговлю, бытовые услуги, производство. Все этапы прошли с нуля до устойчиво работающих компаний, а в результате нам стало… неинтересно

Максим Цветков, генеральный директор «Научной компании «Фламена», где создаются инновационные лекарственные препараты, считает счастливым стечением обстоятельств тот факт, что в один прекрасный день в городе Реутове за «круглым столом» встретились молодые предприниматели и умудренные опытом ученые. Причем последние были из разных областей науки: кто-то всю жизнь занимался физикой, кто-то — химией, кто-то — медициной. И оказалось, что все эти люди органично дополняют друг друга. У одного есть идея, у другого — патенты, у третьего — навыки управленца и организатора производства…
Так и возникла компания, в основу названия которой положены три слова: ФЛАвоноиды, МЕдицина, НАука. Уникальность ее базируется на межотраслевом принципе работы. Доктор химических наук Анатолий Уминский много лет занимался в Пущине экстракцией моновеществ из сложных смесей, немалую часть жизни посвятил дигидрокверцетину. По утверждению Максима Цветкова, большинство технологий «с участием» дигидрокверцетина, существующих в нашей стране, созданы по проектам Анатолия Аркадьевича. Физик Петр Смыслов оказался основным носителем той тематики, в которую «Фламена» погрузилась сегодня. Это человек с широким кругозором и, как модно нынче говорить, очень креативный. Ну а с медиками вообще сложились тесные взаимоотношения — компания работает с десятками клинических учреждений.
Но это сегодня. А тогда…
— Денег у нас особых не было, но было большое желание сделать что-то новое, — рассказывает Максим. — Самое ценное, чему мы научились за эти годы, — вместе творить. Это самый сложный процесс. Когда идея рождается, готовой ее в голове ни у кого нет. Надо определить, что может быть востребовано рынком, что нет, что пришло из одной области науки, что из другой и где точка их пересечения. Идти узко, в одном направлении, могут себе позволить только очень богатые люди и учреждения. У нас такой возможности не было, поэтому мы нашли приложение своих сил на стыке знаний.
Это был чистой воды венчур, риск. Но риск, как известно, — дело благородное. Молодежь в данном случае привлекала острота ощущений и новизна сферы деятельности, «матерых» ученых — возможность наконец-то реализовать свои разработки.
Поначалу они рассчитывали просто доводить идеи до пробирочного уровня, до технологий, и «сдавать их на руки» крупным технологическим партнерам, чтобы уже те выводили готовое вещество на рынок. Но когда через несколько лет у них появились и патент, и живое вещество, прошедшее первичные апробации в медицине, они вдруг поняли, что оказались «впереди планеты всей» и технологического партнера найти просто невозможно.
— Мы решили идти до конца — создать производство и вывести продукт на рынок, — вспоминает Максим.

Под уникальную технологию нужно было уникальное оборудование. Разработали его опять же сами. Оказалось, что и малое предприятие может делать большие дела. В результате появилось раневое гелевое покрытие «Фламена», сделанное на основе дигидрокверцетина (одного из компонентов древесины сибирской лиственницы, природного антиоксиданта), «упакованного» в наноконтейнеры для увеличения его биодоступности и активности. Нанокомплекс, примененный в покрытии, регулирует окислительные процессы в организме, ускоряет заживление ран, снижает риск образования рубцов. Может применяться и для снятия воспаления при кожных заболеваниях, рассасывания синяков и отеков, в том числе после косметических операций, обработки мест укусов насекомых, лечения ожогов и т. д. Словом, в Реутове получили практически «живую воду».
В процессе создания препарата участвовали ведущие специалисты кафедры раневых покрытий НИИ хирургии им. А. В. Вишневского РАМН, испытывался он в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, 13-й клинической больнице Москвы. Везде получил прекрасные отзывы. Очень интересное применение нашлось в гинекологии. Совместно с МОНИИАГ созданы медицинские технологии лечения воспалительных процессов, методов лечения которых вообще не было, а в ряде случаев с помощью разработок компании женщины могут избежать тяжелых травмирующих процедур, заменив их на амбулаторное лечение.
Теперь на основе своей «живой воды» специалисты «Фламены» разрабатывают новые продукты — фармацевтические субстанции и специализированные раневые покрытия. А в «Сколково», где одобрен проект компании, будет создаваться полноценное фармацевтическое производство.
Риск действительно оказался благородным делом.


kp